Еще одной страной кроме Украины (про Украину мы поговорили ранее), на которой благостно отразилось появление «Северного потока-2», оказалась Молдавия. Она, надо сказать, в будущем вообще может стать примером для остальных, как надо вести газовые переговоры с Газпромом. Хотя поначалу казалось, что Кишинев все делает для того, чтобы их сорвать и выставить Газпром перед всем миром как кровопийцу, пытающегося заморозить молдавский народ.
Молдавский бесплатный цирк
Предыстория данных событий такова. 30 сентября истек долгосрочный, 2008 года контракт на поставку российского газа в Молдову. Все это время она получала российский газ по цене 158 долл/тыс. кубов. При этом у ее оператора за это время накопился долг перед Газпромом более 400 млн. долларов, который на данный момент с учетом пени достиг уже 709 млн. Причем эта цифра исключительно молдавского долга, Приднестровье задолжало Газпрому вообще в 10 раз больше – более 7 млрд. Справедливости ради стоит отметить, что в потребляемых Молдавией 3 млрд кубов газа в год, на долю Кишинева приходится всего 1 млрд, остальные 2,1 млрд отбирает Тирасполь. Долги Тирасполя Газпром погашать не требует, он просит, оплатите хотя бы свои 709 млн. Вот они-то и стали камнем преткновения. Кишинев долг не признает. Ну, тогда извините, нет денег – нет газа, увидимся в суде, сказал Газпром.
После чего Кишинев стал перед реальной проблемой отсутствия газа как такового и запросил хотя бы месяц отсрочки. Миллер-добрая душа пошел ему навстречу и продлил контракт еще на месяц (до 1 ноября), цена при этом была установлена 790 долл/тыс. кубов, что, согласитесь, при существующих ценах в Европе еще по-божески (на бирже она в это время колебалась в районе 1150 долл). Почему Кишинев, зная об истекающем в сентябре контракте, не начал переговоры заблаговременно, я не знаю. Но и предоставленным месяцем отсрочки он распорядился так же бездарно. Президент страны Майя Санду вообще самоустранилась от переговоров, мол, не царское это дело газ покупать. Премьер-министр Наталья Гаврилица тоже. В Москву для переговоров послали двух второразрядных вице-премьеров. Предлагаемая Газпромом цена в 790 долларов их категорически не устраивала, долги «Молдовгаза» они также обсуждать не собирались. Вопрос завис. При этом Москва никаких политических требований не выдвигала, речь шла исключительно о накопившемся долге в 709 млн и режиме его обслуживания (Газпром предлагал реструктуризацию долга и 3-летнюю рассрочку его погашения). Но, видимо, подобные вопросы были выше уровня компетенций направленных в Москву молдавских переговорщиков. Вопрос опять завис.
Тем временем Кишинев судорожно искал на внешних рынках газ (до этого дня единственным и неповторимым поставщиком для него был Газпром), и не находил его. Дошло до того, что он закупил у польской нефтегазодобывающей компании PGNiG, нидерландской Vitol и швейцарской DXT Commodities (две последние, вообще, посредники-спекулянты) по 1 млн. кубов газа у каждой, по цене от 1050 до 1150 долл/тыс кубов. Я уже ничего не говорю, что этих объемов им хватило приблизительно на 25-26 часов работы их ТЭС. Но чем им цена 790 долл. не понравилась? Тут уже попахивает явным членовредительством. После чего 22 октября в Молдавии был объявлен режим ЧП, и она обратилась за помощью к самой богатой стране Европы, к Украине, взяв у нее в долг еще 15 млн. кубов газа (в долг, с обязательством отдать не деньгами, а газом в феврале следующего года) – этого объема им хватило еще на 5 дней работы ТЭС, после чего уровень компромиссности молдавских переговорщиков серьезно повысился.
Результатом этого стало подписание 29 октября в Санкт-Петербурге нового 5-летнего контракта на поставку в Молдову российского газа по ценовой формуле, устраивающей обе стороны. Согласно ей Кишинев уже с 1 ноября начал получать российский газ по цене 450 долл/тыс. кубов. Цена по договору раз в квартал будет пересматриваться с учетом стоимости нефтяной корзины (30% цены) и стоимости газа на бирже (еще 70% цены) за предыдущие 3 квартала. Кишинев имеет все основания полагать, что данная цена будет только снижаться (а при запуске СП-2 так и произойдет). С молдавской стороны договор подписали вице-премьер Андрей Спыну и глава «Молдавгаза» Вадим Чебан, с российской стороны председатель правления ПАО Газпром Алексей Миллер. Что касается долга «Молдовагаза», его независимый аудит будет проведен в 2022 году.
На основании этого аудита будет определена сумма, и у нас будут новые переговоры по определению способа и сроков выплаты этой задолженности. Для граждан и бизнеса важно то, что с 1 ноября мы обеспечили поставки газа в достаточных объемах по цене как минимум вдвое ниже текущей рыночной. Предприятия не остановятся, и в домах будет больше тепла
– цитирует вице-премьера молдавская служба Радио Свобода.
На этом молдавский газовый кризис был успешно разрешен. При этом Газпром продемонстрировал «ноль политик», речь шла исключительно о бизнесе, хотя Кишинев как щитом прикрывался Приднестровьем, куда газ никак по-другому и не поставишь: либо через Украину, либо через Молдову. Примечательна при этом реакция украинских небратьев, которые, демонстрируя всему миру уровень своей неосведомленности и некомпетентности, а точнее степень поражения мозга (или что там у них вместо него имеется) кислотными отходами местных СМИ, на голубом глазу мне рассказывали, как Санду посадила на задницу Газпром, купив газ у европейцев и заставив Миллера подписать договор на невыгодных для него условиях, дабы не потерять такого выгодного для себя покупателя, коим является Кишинев с его несчастным миллиардом потребления газа. Уж, посадила, так посадила! Купила 1 млн. топлива у ушлых поляков по 1150 долл/тыс. кубов, которого ей хватило на несколько часов работы столичной ТЭС, после чего пошла валяться в ногах у Зеленского, выпросив у него еще 15 млн, и то только для того, чтобы хватило времени договориться с Газпромом на поставку газа еще на 5 лет. Утерла нос, так утерла. При этом договор был подписан на условиях погашения долга в 709 млн. долл, денег не будет – газа тоже не будет.
Но какими бы ушлыми не были молдаване – до поляков им еще далеко. Эти ребята переплюнули всех, продемонстрировав вверх цинизма и непоследовательности.
Как польская унтер-офицерова вдова в очередной раз сама себе высекла
28 октября польская нефтегазодобывающая компания PGNiG обратилась к Газпрому с просьбой пересмотреть цену, по которой она получает российский газ, в сторону понижения.
В последнее время мы стали свидетелями беспрецедентного роста цен на природный газ на европейском оптовом рынке. Эта чрезвычайная ситуация дает основание для пересмотра ценовых условий, на которых мы закупаем газ по ямальскому контракту. По нашему мнению, есть возможности для снижения цены на газ, поставляемый для PGNiG
– заявил президент PGNiG Павел Маевский.
Тут требуется пояснение. У Польши в конце 2022 года истекает долгосрочный контракт на поставку российского газа ведомством Алексея Миллера. Это тот самый Ямальский контракт, о котором и говорит уважаемый г-н Маевский. Он был заключен еще в далеком 1996 году (26 сентября) между польской государственной нефтегазодобывающей компанией PGNiG и российским Газпром-экспортом на поставку в Польшу по трубопроводу «Ямал-ЕС» 10,2 млрд кубов газа в год (но не менее 8,7 млрд куб/год) по фиксированной цене, пересмотр которой по договору был возможен не чаще одного раза в 3 года. При этом польская сторона неоднократно заявляла, что такое ценообразование ее не устраивает и что она не намерена после 2022 года контракт продлевать. 10 лет назад Миллер уже пошел полякам навстречу, и в 2012 году Газпром и PGNiG подписали дополнительное соглашение к данному контракту, изменяющее ценовые условия. В итоге цена на российский газ тогда снизилась более чем на 10%. Но и это жадных поляков не устроило, и они в 2020 году подали иск в Стокгольмский арбитраж на пересмотр формулы привязки цены, пытаясь отвязаться от нефтяных котировок и привязаться к газовым на европейских газовых хабах. И выиграли его. Как заявляла тогда победившая польская сторона, «суд сделал возможной более прямую связь ценовой формулы с ценами на газ на европейских рынках, что приведет к существенному улучшению условий коммерческой деятельности». И это действительно привело к этому. Но ненадолго.
Тогда в марте 2020 года Стокгольмский арбитраж на этом не остановился и пошел еще дальше, приняв решение в пользу PGNiG даже о ретроактивном пересмотре цены с 1 ноября 2014 года, обязав Газпром выплатить польской компании 1,5 млрд долл. переплаты. Газпром разницу выплатил, но обиду затаил. И вот спустя 1,5 года он был отомщен. Уже в этом году поляки, согласно выигранного иска, вынуждены закупать у Газпрома его вонючий газ, ориентируясь не на нефтяные цены, которые в первых трех кварталах этого года тупо болтались в районе 65-75 долл/бар, а на галопирующие цены на европейских газовых биржах. И они вынуждены были делать это, потому что цены на американский СПГ были еще выше, стабильно импортируя весь 2-й и 3-й кварталы свыше 900 млн куб/мес российского трубного газа, что соответствует согласно данным российской таможни максимальному уровню законтрактованных поставок. По данным же самого Газпрома, он в январе-августе 2021 нарастил поставки своего продукта в Польшу на 12% (отчет ПАО за 8 месяцев). Поставка осуществлялась по цене, которая формируется на 30% от нефтяных цен и на 70% от цен, установившихся на европейских газовых хабах за предыдущие 3 квартала. Цена при этом пересматривается ежеквартально. Сейчас она для Польши 790 долл/тыс. кубов. Воистину, все, что не делается – все к лучшему! Но пана Маевского такое счастье, видимо, не устраивает, и он снова взывает к совести Газпрома с просьбами о пересмотре цены. Поистине наглость поляков границ не имеет!
Вы же еще не забыли, что в коронавирусный 2020 год в связи с падением деловой активности и теплой зимой, при заполненных под завязку европейских ПГХ (в ожидании проблем с подписанием очередного газового транзитного договора между РФ и Украиной) цена на газ на европейских свопах упала до своего исторического минимума и болталась в районе 65-80 долл/тыс. кубов. Естественно, что Польша от этого только выиграла, биржевые газовые котировки оказались ниже цены, которая рассчитывалась по формуле, привязанной к нефтяной корзине. Пан Маевский потирал руки, а Газпром нес убытки. Поляки думали, что так будет всегда. Но недолго музыка играла. И вот уже через год мы наблюдаем европейское ралли газовых цен, которые уже пробили потолок в 1200 долл/тыс кубов, попутно обновив их исторический максимум, и реально рискуют на этом не остановиться, если зима будет суровой, а «Северный поток-2» до прихода Деда Мороза так и не будет запущен. Глядя на это, поляки демонстрируют крайнюю непоследовательность, требуя очередного пересмотра цены.
Что же выходит, когда цена на свопах низкая, ориентируемся на нее, а когда она высокая, ориентируемся на нефть? Так не бывает! Вы уже определитесь, господа хорошие, вы умные или красивые? Вот немцы умные, они получают российский вонючий трубный газ по цене 280 долл/тыс кубов, а до этого он им обходился еще дешевле – в 240 долл, цена будет расти медленно, потому что она на 100% привязана к нефтяной корзине, а нефть не демонстрирует такую высокую волатильность, только сейчас, перешагнув за рубеж 80 долл/бар. У австрийцев, подписавших в 2018 году газовый контракт с Газпромом до 2040 года, цена аналогичная. У Венгрии, недавно заключившей с Газпромом контракт на 15 лет, до 2036 года, цена тоже приемлемая – в районе 350 долл/тыс. кубов (она только на 30% привязана к газовым свопам). Даже молдаване выторговали у Миллера цену на 5 лет в 450 долл/тыс. кубов, с тенденцией понижения, поскольку она привязана на 50% к ценам на нефть. А вы же будете платить по 790 долларов, рискуя уже этой зимой отбить все затраты Газпрома, которые он понес по решению Стокгольмского суда. И так и будет! А если торпедируете сертификацию СП-2, то заплатите еще больше. Потому что тупой и жадный платит дважды!
По данным Газпрома, с октября 2020 года по апрель 2021 года Польша импортировала 5 млрд кубометров российского газа. Показатели текущего октября показывают, что поставки российского газа идут с превышением, и зимой у PGNiG не будет альтернативных источников, которые смогут заменить российский газ. Таким образом, в этот отопительный сезон затраты Польши на газ могут составить не менее $ 3,95 млрд, а переплата при сравнении с ценой с нефтяной привязкой – $ 2,55 млрд. Цена упадет только после запуска СП-2 (и то не сильно). Аминь!
- Автор: Владимир Волконский
Свежие комментарии