Вчера во время своего выступления в Пекине президент республики Филиппины Родриго Роа Дутерте заявил о том, что "настало время попрощаться с Соединёнными Штатами", что он туда больше не поедет и что вообще - его страна меняет приоритеты.
Увлечённые тем фактом, что Дутерте вторично обозвал текущего президента США Б.
Что тут следует учесть: инерция восприятия заставляет представлять себе Филиппины как очередное отсталое тропическое государство Юго-восточной Азии с рисовыми полями и ничтожным потенциалом. В действительности речь идёт о стране с населением более 100 миллионов человек, являющейся вполне развитой на данный момент индустриализированной страной (хоть и небогатой по западным меркам), с ВВП больше вьетнамского, в том числе на душу населения, с основным экспортом в виде электроники и фармацевтической продукции, с достаточно юным и уже - на данный момент - достаточно образованным населением.
В течение значительной части своей истории Филиппины были колонией, сначала испанской, а затем, с конца XIX по середину XX века, Соединённых Штатов. После получения независимости США, разумеется, не ушли, но остались на Филиппинах в самом широком смысле слова - и в военном, и в политическом. Стоит вспомнить, что пытавшийся вести более сбалансированную внешнюю политику президент Фердинанд Маркос был свергнут в 1986 году в результате одного из первых классических майданов - т. н. "Жёлтой революции", - проведённых при активной поддержке американцев.
Фактически до нынешнего года Филиппины представляли собой типичного "младшего партнёра" США, к тому же лишённого тех привилегий, которые имеют от Америки младшие европейские партнёры. Филиппинские солдаты нередко использовались в операциях США в качестве пушечного мяса (один из таких случаев, недавно приведший к гибели нескольких десятков филиппинских военнослужащих, вызвал крайне негативную реакцию у армии). США не считали нужным также передавать Филиппинам какие-либо технологии. Во внешней политике Филиппины также были на "коротком поводке" и также использовались в качестве "торпеды" для создания проблем Китайской народной республике.
Об этом стоит сказать отдельно: при предыдущем президенте Филиппин, вполне исправно и потомственно проамериканском элитарии Б. Акино, государство подало на Китай в третейский Гаагский суд по поводу линии разграничения спорных участков в Южно-китайском море и района островов Спартли. Гаагский суд рассматривал дело в рамках международного морского права, поэтому КНР в принципе отвергла данный иск и не участвовала в его рассмотрении, поскольку считает спор чисто территориальным.
Итог был предсказуем: спустя три с половиной года, в июле-2016, Филиппины "выиграли", США издали несколько официальных призывов к Китаю "уважать обязательное и окончательное решение суда", Китай в самой категорической форме порекомендовал отстать.
Никакого результата, кроме повышения напряжённости в регионе, данный триумф никому не принёс. А далее случилось неожиданное - и Р. Дутерте выиграл президентские выборы.
На выборы он шёл, строго говоря, исключительно как ультрапопулист, обещавший расправиться с наркоторговцами (к чему и приступил немедленно в прямом смысле слова, вызвав неизбежную массовую истерию со стороны т.н. международных организаций по правам человека. Данные истерики, напомним, также являются традиционным инструментом давления сильных на слабых в рамках Pax Americana).
Однако Дутерте не ограничился простым отстрелом дилеров и объявил также о том, что Филиппины выходят из территориальной конфронтации с Китаем. Тем самым довольно крупная американская игра в регионе была практически сломана, а ураганная критика в адрес Филиппин резко усилилась.
В результате в сентябре филиппинский президент заявил о намерении, "не порывая с США" заключить союз с КНР и Россией (он, кстати, собирается посетить нашу страну в этом году).
Очевидно, всё это настолько не понравилось в Вашингтоне, что за истекший месяц позиция Дутерте изменилась с "неразрыва с США" до "прощания" с ними.
И да. В обозримом будущем устроить филиппинскому президенту майдан будет крайне сложно. По опросам, его рейтинг практически во всех стратах общества зашкаливает за 90% - и особенно растёт на "антиамериканских" заявлениях.
...Почему это всё интересно для нас, уважаемые читатели.
Дело не только и не столько в том, какие конкретные плюсы сможет извлечь Россия из предполагаемых союзнических отношений с Филиппинами (хотя для обсуждения возможных закупок российских вооружений к нам уже направлены филиппинские военные представители).
Дело в том, что Дутерте относится к ряду тех новых лидеров, для которых "американский мир" уже не является данностью - а скорее тягостной традицией, которую более незачем соблюдать. Для Филиппин и их президента выход из статуса "младшего партнёра США" не видится переходом в статус страны-изгоя, но напротив - уходом на повышение, в мир, где существуют множественные центры силы и где есть шанс изменить своё место в иерархии на более равноправное.
Разумеется, США так просто не сдают свои позиции, особенно на своих многочисленных "задних дворах" - достаточно вспомнить недавний бархатный переворот в Бразилии с заменой строптивой Русеф на покладистого Темера или проблемы, терзающие венесуэльского преемника Чавеса Мадуро.
Однако сам по себе курс "мировой периферии" на завоевание суверенитета от отжившей своё однополярности нельзя не замечать.
И всё это имеет к нам, уважаемые читатели, прямое отношение. Потому что пионером этого мирового движения за суверенитет стала именно наша страна - почему её и воспринимают в качестве потенциального естественного союзника все, кто следуют её примеру.
источник
Свежие комментарии