Почему на бывшей русской территории США местные власти ополчились на исторический памятник
Американская мечта в течение буквально одного летнего месяца 2020 года лопнула, как насосавшийся клоп. Из содружества сильных и гордых США превратились в союз слюнявых и обиженных. И хотя авианосцы до сих пор бороздят, от государства осталась одна скорлупа, лишенная содержания.
Впрочем, сейчас не о нем, а об Александре Баранове, который правил Аляской 200 лет назад. Оказывается, слова — «этот день мы приближали, как могли» — вполне можно отнести к русско-американскому губернатору.Роль Баранова была, оказывается, самая демоническая. По крайней мере, в этом уверены «активисты» американского города Ситка (бывший Ново-Архангельск), которые потребовали от городского совета убрать с глаз долой установленный в Ситке на берегу океана памятник Баранову.
О подготовке к сносу памятника русскому основателю города стало известно две недели назад. Мэр Ситки Джон Лич заявил, что есть люди, которых не утраивает «вложенный в статую смысл». Лич отметил, что выступления этой группы находятся в одном ряду «с прочими событиями в США».
В США уже снесли памятники генералу конфедератов Ли, первооткрывателю Колумбу и многим другим историческим деятелям, для которых, по мнению современных параамериканцев, жизни черных были не очень важны, но Баранов-то каким боком? Подозреваю, русский промышленник и чиновник Александр Баранов за всю свою жизнь не встретил ни одного живого чернокожего.
Тем не менее, городской совет Ситки большинством голосов постановил памятник демонтировать (формально — убрать в запасник местного музея), так как губернатор Баранов «надзирал» за порабощением индейцев тлинкитов и алеутов.
Так сказано в резолюции совета. А еще статуя Баранова «причиняет боль коренным народам и подает неверный сигнал жителям и гостям Ситки».При этом член городского совета Ситки Тор Крисченсен признался, что получил много просьб, в том числе — из России, оставить памятник на прежнем месте. Любопытна реакция чиновника: «Честно говоря, мне все равно, что думают россияне. Они прямо сейчас не являются друзьями» — гордо заявил Крисченсен.
Что ж, он совершенно прав — тяжело дружить с ущербными людьми. Соединенные Штаты здорово нажились на самоубийственной смуте в Европе, которая продолжалась все ХХ столетие. Вряд ли кто из американцев «по дружбе» расстроился, когда в Европе рушились монархии, когда золотой запас враждующих государств рекой тек в банки США, и туда же отправлялись культурные ценности из разворованной Российской Империи, а потом СССР. И вот теперь безумие свило уютное гнездо на их собственном континенте. Если четко следовать американскому рецепту, сейчас не дружить с США надо, а расчетливо пользоваться их несчастьем.
Что касается русского губернатора — на Аляске, увы, не нашлось ни одного видного исторического деятеля, кроме Александра Баранова, которого можно было бы потревожить в могиле, так что в этом смысле он, конечно, спровоцировал местных фриков и «подал неверный сигнал». После демонтажа памятника алеуты (союзники русских поселенцев на Аляске) уж непременно вспомнят о давней вражде с тинклитами (племя, враждебное алеутам и русским). Зерно конфликта посеяно, а всходы не заставят себя ждать.
Если бы местные ситкинские «комиссары в пыльных шлемах» не прогуливали в школе уроки истории родного края, они бы конечно знали, что Баранов, в некотором роде — святой Франциск, по сравнению с англо-саксонскими первопроходцами, которые орудовали в центральных штатах и на Западном побережье.
Сейчас Александру Баранову в вину ставят трехлетнюю войну с индейцами-тлинкитами, в 1802—1805 годах. Однако суть конфликта заключалась в том, что тинклиты пытались отбить промыслы морского зверя у индейцев-алеутов, которые сотрудничали с русскими поселенцами. Боевые действия шли с переменным успехом: тинклитам даже удалось целых два года удерживать Михайловскую крепость на острове Ситка. Крепость русские отбили штурмом только в 1804-году.
Вообще, война велась в основном между индейскими кланами. Русских за все время конфликта погибло несколько десятков человек, тогда как алеутов — тысячи. Наконец, в 1805 году во время неудачного штурма Константиновской крепости племена тинклитов и их союзников эяков потерпели поражение, и война была окончена. После чего Александр Баранов запретил трогать родовое селение тинклитов, которое находилось близ Михайловской крепости.
А как поступили бы англичане? Да выжгли бы эту тинклитскую деревушку к чертовой бабушке, а уцелевших индейцев загнали бы в тундру, без сомнения!
Так что, не получается слепить из русского губернатора оголтелого расиста, хотя очень хочется. Но, должен же быть на Аляске хоть один расист, захватчик и поработитель? В конечном счете, снос памятника русскому губернатору сугубо американская проблема. Но мы-то в России помним, что именно с таких, символических ритуалов, в стране начинается разруха, бардак и воровство галош.
Свежие комментарии