Апофеоз морального падения, достигнутый в Молдове в истории с её насквозь продажным «конституционным судом», является абсолютно закономерным для той модели антиобщественного устройства, в рамках которой мы пытаемся существовать
Молдавская конституционная коллизия, когда одна та же высшая судебная инстанция, по одному и тому же ключевому вопросу жизни государства, с перерывом всего в несколько дней, принимает прямо противоположные решения, только лишь потому, что сбежал за границу её главный теневой работодатель – местный олигарх, примечательна даже не столько самим этим фактом, сколько практически нулевой реакцией общества на запредельный уровень аморальности и цинизма происходящего.
И это очень характерно для нынешнего «пипла». У которого нет внутренних причин сильно возмущаться по этому поводу, просто потому, что у него самого с моралью и нравственностью дело обстоит примерно так же. То есть никак.
Эти извечные опоры пристойного человеческого существования сегодня выбиты из-под ног у большинства рядовых, отформатированных на шкурнический манер обывателей. В том числе и молдавских. Поэтому и данную молдавскую историю они воспринимают вне этих «абстрактных» категорий. Удачно своровали — молодцы, заработали денег. Неудачно — бараны невезучие. А то, что речь идет о высшем суде страны, о людях, которые даже по должности обязаны быть безупречными слугами общества с абсолютно незапятнанной репутацией, об этом даже речи нет. Это не обсуждается даже в кругах местного политического бомонда. Все осмысливается только в категориях самого примитивного прагматизма – «повезло – не повезло», «нам это подходит, или нет».
Между тем, это проблема проблем!
Общество без моральных устоев это, в сущности, общество хищных зверей. Подчеркиваю — абсолютно любое общество! Причем, справедливости ради, стоит сказать, что у многих животных с этим на самом деле гораздо лучше, чем у таких же двуногих зоологических особей.
А из этого следует фундаментальный вывод — хорошо известный по классике: «А вы друзья как не садитесь, всё в музыканты не годитесь!».
Любая попытка построить некое «правильное общество» из неправильных людей обречена на провал. Никакие революции, никакие «измы» ничего не изменят. Двуногое существо без совести, без стыда и без чести будет одинаково омерзительно себя вести при любом общественном строе.
Другое дело, что один такой строй может ставить перед собой задачу восстановления нравственных основ цивилизации, а другой просто пустит все на самотек. В первом случае придется принуждать опущенных в ноль вновь становиться людьми, или хотя бы их детей. Это советская система. Во втором, эти опущенные сами принудят кого угодно и к чему захотят. Это то, что мы видим сегодня. Вот вполне типовой пример из сводки сегодняшних новостей:
«23-летняя гражданка подозревается в убийстве мужчины из-за замечания о брошенном ею мусоре. Об этом сообщается на сайте регионального управления Следственного комитета. Инцидент произошел в ночь на 15 июня. По версии следствия, компания женщин зашла в круглосуточный магазин, одна из них бросила на пол пустую сигаретную пачку, а после замечания со стороны покупателя началась словесная перепалка. Ссора продолжилась на улице, в ее ходе девушки начали наносить 27-летнему мужчине удары, а одна из них ударила его ножом в спину.»
Ни одна из придуманных человечеством общественных систем не способна нормально функционировать на благо общества, если она состоит из людей полностью лишенных нравственных начал. В этом контексте вся политическая и общественная борьба, все модели «идеального общественного устройства» не учитывающие этого обстоятельства, лишены всякого смысла. Именно поэтому, на протяжении тысячелетий остаются крайне востребованными религиозные вероучения. Главная ценность которых отнюдь не в детских сказочках про всемогущего заступника небесного, а в том, что они основаны на незыблемом фундаменте нравственных правил, которые являются моральным каркасом любого общества. Заменить эти заповеди человечеству до сих пор нечем. Да это и невозможно. А любая попытка сотворить пристойную общественную систему без этих «краеугольных камней» заведомо обречена на провал.
Прав был Лев Николаевич Толстой, когда написал:
«Все наши усовершенствования жизни — и железные дороги, и телеграфы, и всякие машины могут быть полезны для соединения людей, а потому и для приближения Царства Божия. Но горе в том, что люди увлеклись этими усовершенствованиями и думают, что если они настроят разных машин, то это приблизит их к Царству Божию. Это такая же ошибка, как та, какую сделал бы человек, если бы все пахал одну и ту же землю и ничего бы не сеял на ней. Для того, чтобы все эти машины принесли свою пользу, нужно, чтобы люди усовершенствовали свою душу, воспитали бы в себе любовь. А без любви телефоны, телеграфы, летательные машины не соединяют, а, напротив, все больше и больше разъединяют людей» [Толстой 1993, с. 67].
По прошествии ста с лишним лет, к этому диагнозу классика русской литературы добавить в сущности нечего. И вполне зоологический «молдавский конституционный суд» – наглядное тому подтверждение.
Юрий Селиванов, специально для News Front
Свежие комментарии