Старого оружия не бывает. Бывает только полезное и бесполезное. А всё, что может пригодиться для борьбы с врагом, независимо от срока давности, должно быть пущено в ход
Источник фото: mvdmedia.ru
Сообщение министерства обороны РФ:
«Утром 24 июля пресечена попытка киевского режима осуществить террористическую атаку двумя беспилотными летательными аппаратами по объектам на территории города Москвы.
Средствами радиоэлектронной борьбы два украинских БПЛА были подавлены и потерпели крушение. В результате пресеченной террористической атаки киевского режима пострадавших нет».
Судя по данному изображению, применявшиеся для атаки на Москву украинские БПЛА, это самые обыкновенные небольшие кукурузники с ничтожной скоростью, нулевой малозаметностью и минимальной маневренностью.
И тот факт, что такие, в сущности. допотопные самолетики способны проникать в центр Москвы, четко указывает на необходимость скорейшего дополнения существующих комплексов ПВО, необходимость и незаменимость которых не вызывает сомнений в рамках борьбы с современными ракетами и боевой авиацией, самыми простыми и эффективными средствами противодействия воздушной угрозе, известными еще со времен Великой Отечественной войны.
Главные преимущества которых заключаются в их предельной дешевизне и, соответственно, в возможности быстрого массового производства, повсеместного развертывания и в простоте обучения обслуживающего персонала.
В частности, это может быть создание вокруг Москвы и других важных центров, на основе массово обученных добровольцев так называемых постов ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи), оснащенных элементарными биноклями и даже звукоулавливающими станциями, способными обнаруживать БПЛА на расстоянии прямой видимости и слышимости.
Особенно на тех участках, где существуют зоны радиолокационной недоступности.Само собой разумеется, указанные посты ВНОС могут быть оснащены также и современными средствами контроля окружающего воздушного пространства, в том числе и приборами ночного видения. А те же звукоулавливающие установки логично снабдить системами опознавания «свой-чужой» и блоком памяти с сигнатурами идентификации шума всех типов БПЛА врага.
Посты ВНОС должны быть связаны на местности с дежурными системами поражения воздушного противника – подразделениями малокалиберной ствольной артиллерии, способной сбивать беспилотники без применения тяжелых и опасных для местного населения зенитных ракет.
Практически эталонным образцом такого оружия является самоходное шасси с установленной на нем счетверенной зенитно-пушечной установкой ЗСУ-23-4, которая обладает чудовищной скорострельностью и создает зоны сплошного поражения для низколетящих БПЛА.
«ЗСУ-23-4 «Шилка» (индекс ГРАУ — 2А6) — советская зенитная самоходная установка, серийное производство начато в 1964 году. Вооружена счетверённой автоматической 23-мм пушкой. Темп стрельбы установки — 3400 снарядов в минуту. Наводиться на цель может вручную, полуавтоматически и автоматически. В автоматическом и полуавтоматическом режимах используется штатная радиолокационная станция.
Предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на дальностях до 2500 м и высотах до 1500 м, летящих со скоростью до 450 м/с, а также наземных (надводных) целей на дальности до 2000 м с места, с короткой остановки и в движении. В СССР входила в состав подразделений ПВО сухопутных войск полкового звена.
Была оценена потенциальным противником как средство ПВО, представляющее серьёзную опасность для низколетящих целей».
Полагаю, что с учетом большой популярности этой установки и в прошлом и наличия значительных запасов на складах минобороны, массовое привлечение этих систем к задачам борьбы с БПЛА не составит большой проблемы.
Не помешали бы для уничтожения аналогичных целей противника, особенно в случаях их массированного применения, и постоянно патрулирующие в воздухе на подступах к Москве легкие поршневые истребители с пилотами уровня подготовки ДОСААФ. Пребывание в воздухе таких машин, в отличие от современных тяжелых реактивных самолетов, не стоит бешеных денег и может быть практически непрерывным. Что очень важно именно для борьбы с вездесущими и всегда неожиданно появляющимися беспилотниками.
Кстати, для этого не потребуется даже восстанавливать производство давно забытых Як-3 или МиГ-3. В России уже сегодня существуют прототипы легких и недорогих поршневых самолетов, которые даже рассматривались минобороны РФ как прообраз будущего легкого истребителя-штурмовика. Речь идет, прежде всего, о практически доведенном до серийного производства учебном самолете Як-152, который в свое время рассматривался не только на роль учебного.
«Бортовое оборудование – рассчитано на практическое обучение базовым навыкам пилотирования современных самолётов. Акцент делается на элементах управления и работе с навигационными приборами. Также имеется оборудование для прицеливания и радиосвязи. Бортовое оборудование позволяет эксплуатировать самолёт в сложных метеорологических условиях Управление самолётом осуществляется центральной ручкой, вся полётная информация выводится на два жидкокристаллических индикатора. Для обеспечения безопасного покидания самолёта в случае аварийных ситуаций в кабине установлена система катапультирования СКС-94М».
Правда, эту машину на этапе её подготовки к серийному производству, похоже, подвело немецкое происхождение двигателя. Однако эта проблема, при наличии острой необходимости военного времени, явно не тянет на статус неразрешимой.
Не говоря уже о том, что первоначальный боевой опыт, который выпускники летных школ ДОСААФ получат в борьбе с вражескими БПЛА, станет для них трамплином в большую военную авиацию. А для российских ВКС это будет неиссякаемый источник пополнения летными кадрами.
И в заключение стоит напомнить, что ПВО Москвы образца 1941 года, построенная при полном отсутствии в то время зенитных ракет, обеспечила безопасность столицы на самом высоком уровне. Причем даже в борьбе к с куда более сложными и опасными воздушными целями, чем нынешние украинские «кукурузники».
Юрий Селиванов, специально для News Front
Свежие комментарии