На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Заноза

14 173 подписчика

Свежие комментарии

  • Eduard
    Нам вся Украина нужнаЛавров произнёс с...
  • Halszka Brzozowska
    MМудрая статья, точные оценки ситуации Так что прогноз для мира хороший.Акела промахнулся...
  • Светлана Позднякова
    Дурдом!!👍🤣🤣весело!!Всех под плинтус!!Александр Роджерс...

Последняя битва Великой Отечественной: кто в действительности освободил Прагу в 1945 году?

75 лет назад, 6 мая 1945 года началась последняя стратегическая операция Красной Армии в Великой Отечественной войне, закончившаяся освобождением Праги и всей Чехословакии от немецко-фашистских захватчиков

Жители Праги встречают советских воинов-освободителей, 9 мая 1945

В канун 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в чешской столице Праге торжественно открыт памятник русским коллаборационистам, воевавшим против Советского Союза в составе так называемой «Русской освободительной армии» (РОА) генерала-предателя А.А.Власова. Сделано это спустя месяц после сноса пражскими властями другого памятника, посвящённого выдающемуся советскому полководцу Ивану Коневу, войска которого 9 мая 1945 года освободили Прагу от немецких захватчиков. При этом инициаторы демонтажа монумента Коневу и установки памятника власовцам не скрывают своих ревизионистских взглядов на историю Второй мировой войны, всячески превозносят нацистских пособников, выступивших против своих немецких хозяев в тот момент, когда исход войны был предрешён, а советских воинов-освободителей напротив обвиняют в «оккупации» Чехословакии.

Последний бой – он трудный самый…

Итак, ровно 75 лет назад, 5 мая 1945 года, в Праге началось антинемецкое восстание. Случилось это, когда Гитлера уже не было в живых, Берлин был взят советскими войсками, а нацистская Германия доживала свои последние дни. Между тем, на территории Чехии, а точнее германского протектората Богемия и Моравия, ещё оставались крупные немецкие военные соединения группы армий «Центр» во главе с генерал-фельдмаршалом Фердинандом Шёрнером, насчитывавшие до 900 тысяч человек личного состава, тысячи артиллерийских орудий, сотни танков и самолётов. Гитлеровцы не только не собирались капитулировать, но и планировали превратить Прагу в мощный узел сопротивления Красной Армии. И это было небезосновательно, учитывая тот факт, что на территории протектората находились стратегические предприятия военного назначения, на которых покорные чехи до последнего продолжали собирать оружие и военную технику для Третьего Рейха.

Подразделения 1-й дивизии РОА в Праге

Кроме того, расчётливые немцы полагали, что между Советским Союзом и его западными союзниками по антигитлеровской коалиции вследствие

принципиальных различий идеологического характера, неизбежно вспыхнет военный конфликт, и тогда они смогут не только выторговать почётные условия капитуляции перед англо-американцами, но и предложить им свои услуги в борьбе с русскими. А в пользу того, что такое было возможно, свидетельствует пример греческого острова Крит, где в мае 1945 года англичане, вместо того, чтобы принять капитуляцию немецкого гарнизона, вступили в бой с греческими коммунистическими партизанами из ЭЛАС. А фашистский танковый батальон в буквальном смысле спас самоуверенных британцев от разгрома.

Как вспоминал после войны маршал Советского Союза Иван Конев, командовавший войсками 1-го Украинского фронта, операция по освобождению Праги вовсе не носила символический характер, как это изображалось в послевоенное время в «трудах» западных ревизионистов.

«Нам предстояла серьёзная борьба с большой группировкой вооруженных сил Германии, на которую делало ставку “правительство” Деница, рассчитывая, что спасение этой группировки даст возможность хотя бы ещё на какое-то время продлить существование Третьего рейха», — утверждал советский военачальник.

Пассивное сопротивление в оружейной кузнице Рейха

Стоит отметить, что с момента захвата Чехословакии немцами в марте 1939 года до 5 мая 1945 года каких-либо серьёзных и организованных попыток противодействия немецким войскам в протекторате Богемия и Моравия не предпринималось. Если в марионеточной, но де-юре независимой Словакии в августе-октябре 1944 года вспыхнуло мощное антифашистское восстание, которое хоть и было подавлено, но отвлекло на себя значительные силы гитлеровцев и их союзников, то в Чехии практически всю войну было относительно спокойно. Большинство чехов самоотверженно трудились на Третий Рейх, производя танки, самоходки, артиллерийские орудия и стрелковое вооружение. Так, в июне 1941 года вермахт был почти на треть оснащён чехословацким оружием. Каждый четвёртый танк и грузовик гитлеровской армии был произведён на оружейных заводах концерна «Шкода». По немецким данным, в 1944 году, когда крах гитлеровской Германии был уже не за горами, чешские предприятия ежемесячно поставляли вермахту и СС 11 тысяч пистолетов, 30 тысяч винтовок, более 3000 пулемётов, около 100 самоходных артиллерийских установок, 150 полевых и 180 зенитных орудий, 15 миллионов патронов, около миллиона снарядов для зенитной артиллерии, более 620 тонн артиллерийских снарядов, от 600 до 900 вагонов авиабомб, 1000 тонн пороха и сотни тысяч тонн взрывчатых веществ.

Попытки организованного сопротивления нацистской оккупации в Чехии носили эпизодический характер и не идут ни в какое сравнение с действиями партизан и подпольщиков на оккупированной части СССР, в Югославии, Греции или Польше. Самым ярким эпизодом стало убийство 27 мая 1942 года начальника Главного управления имперской безопасности (РСХА), рейхспротектора Богемии и Моравии Рейнхарда Гейдриха, совершённое бывшими чехословацкими военнослужащими и сотрудниками британских спецслужб Яном Кубишем и Йозефом Габчиком, незадолго до этого заброшенными в Чехию. Считается, что приказ на устранение Гейдриха отдал лично президент Эдуард Бенеш, возглавлявший находившееся в Лондоне чехословацкое правительство в изгнании. Таким образом, Бенеш пытался продемонстрировать наличие в Чехословакии сопротивления нацистской оккупации и обратить на себя внимание союзников по антигитлеровской коалиции, дабы те окончательно не утратили к нему интерес. Последовавшие за убийством Гейдриха карательные акции, в частности уничтожение гитлеровцами чешских деревень Лидице и Лежаки со всеми их жителями, привели к тому, что Бенеш и его соратники вновь оказались в центре внимания западной прессы.

Как отмечает историк Алексей Пишенков, непосредственно к 5 мая 1945 года, то есть дате начала Пражского восстания, ни в самой Праге, ни во всём протекторате Богемия и Моравия единого организованного движения сопротивления или органа, им управляющего, не существовало. На сохранившихся кадрах кинохроники, отснятой в первые майские дни 1945 года, Прага выглядит вполне себе мирным городом, жителей которого больше интересовали матчи местных футбольных команд, нежели проходящие в сотне-полутора километрах боевые действия. 4 мая по распоряжению властей протектората муниципальные служащие начали снимать со зданий вывески и указатели на немецком языке. Вскоре к ним присоединились местные жители, и борьба с табличками приобрела стихийный характер, что неизбежно привело к конфликтам с представителями немецкой администрации, жандармерии и военнослужащими вермахта и СС.

Участники Пражского восстания

К утру 5 мая обстановка в Праге накалилась до предела. В окнах домов и на фасадах зданий появились чешские национальные флаги, попутно уничтожалась нацистская символика. Непосредственное руководство

восстанием взял на себя Чешский национальный совет (ЧНС), куда вошли представители основных политических партий, в том числе коммунисты. Рупором восстания стало местное пражское радио, которое стало передавать ранее запрещённые новости о крахе гитлеровской Германии и призвало все местные полицейские, жандармские и военные части немедленно перейти на сторону повстанцев, а также обратилось к Красной Армии и западным союзникам с призывом о помощи.

Фактор РОА

На рассвете 6 мая 1945 года войска 1-го Украинского фронта маршала Конева на сутки ранее намеченного срока начало Пражскую операцию, ставшую последним крупным наступлением Великой Отечественной войны. 7 мая в наступление на пражском направлении также перешли войска 2-го и 4-го Украинских фронтов. Однако до того как советские войска, преодолевая упорное сопротивление нацистских частей, подошли к чешской столице, в Пражском восстании успели поучаствовать части 1-й дивизии РОА (она же – 600-я пехотная дивизия вермахта) под командованием С.К.Буняченко.

13 апреля 1945 года 1-я дивизия РОА неудачно атаковала плацдарм советских войск на западном берегу Одера южнее города Фюрстенберг, после чего, не дожидаясь приказа немецкого командования, снялась с позиций и направилась на юг в пока ещё тыловую Чехию. Стоит отметить, что в 70 километрах от Праги на линии Пльзень – Карловы Вары – Ческе Будейовице уже находились американские войска, которым и собирались сдаваться Власов и Буняченко в расчёте на то, что в условиях конфронтации между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции их услуги ещё понадобятся. Этим же было обусловлено решение штаба 1-й дивизии РОА принять участие в Пражском восстании.

Отметим, что костяком дивизии Буняченко при её формировании стали части бывшей 29-й дивизии Ваффен-СС «РОНА» («Русская освободительная народная армия») Бронислава Каминского, «прославившейся» жестоким подавлением Варшавского восстания в августе 1944 года. Зверства коллаборационистов повергли в шок даже матёрых нацистов, которые под видом партизанской засады расстреляли Каминского, а остатки его подразделения расформировали. Теперь же в мае 1945 года ситуация изменилась. Подчиняться уже проигравшим войну немцам и участвовать в подавлении восстания в Праге не имело никакого смысла. Обратный же ход в виде открытого вооружённого выступления против нацистов мог реабилитировать власовцев в глазах союзников, что помогло бы избежать выдачи в СССР, где их ждало неизменное наказание за измену Родине. А помощь в очищении Праги от гитлеровцев могла бы обеспечить им покровительство властей Чехословакии и даже временное убежище. Поэтому Буняченко решился атаковать своих бывших хозяев в Праге.

Справедливости ради, переход власовцев на сторону восставших пражан и их наступление на немецкие военные объекты, в частности аэродром в Рузине, где базировались в том числе реактивные истребители Ме-262, усложнило Шернеру подавление восстания. Однако уже в ночь с 7 на 8 мая, когда стало очевидно, что к Праге с боями подходят советские войска, власовцы покинули город, оставив повстанцев в крайне затруднительном положении.

«Таким образом, участие 1-й дивизии РОА на стороне восставших пражан, во-первых, не было искренним желанием помочь им. Это был, в некотором роде, хитроумный план собственного спасения перед сдачей в плен американцам. Трудно представить, что было бы, если 1-я дивизия 8 мая осталась бы в городе с повстанцами. Подошедшие подкрепления из группы армий генерал-фельдмаршала Шернера вполне могли разгромить её по частям. Во-вторых, помогая восставшим, власовцы, так и не освободив город от немцев, бросили их на произвол судьбы, спасая собственную шкуру. Кто и теперь будет отрицать этот факт?», — комментирует историк и писатель Олег Смыслов.

Цена свободы

Спасли восстание от поражения, а Прагу от уничтожения части 4-й гвардейской танковой армии Д.Д.Лелюшенко и 3-й гвардейской танковой армии П.С.Рыбалко из состава 1-го Украинского фронта. Их передовые части которых на рассвете 9 мая 1945 года вошли в город и были с ликованием встречены пражанами. Тем временем, несмотря на уже подписанный Акт о безоговорочной капитуляции Германии, остатки группы Шернера продолжали сопротивление, беспорядочно отступая в западном направлении, где находились англо-американские войска. Разгром и пленение последней крупной нацистской группировки закончился 11-12 мая 1945 года, когда советские войска вышли на рубеж Карловы Вары – Пльзень, где встретились с западными союзниками.

В боях за освобождение Праги в мае 1945 года погибли свыше 11 тысяч советских воинов. В целом же освобождение Чехословакии в 1944-1945 гг. стоило жизни 140 тысячам военнослужащих Красной Армии.

Эти скупые цифры, за которыми стоят потерянные человеческие жизни и искалеченные судьбы, говорят сами за себя. И любые другие комментарии на тему, кто на самом деле внёс решающий вклад в освобождение Праги и в Победу над нацизмом в целом, будут излишни.

Войска 1-го Чехословацкого корпуса вступают на территорию Словакии в районе Дукельского перевала, октябрь 1944

Добавим, что наряду с советскими войсками свой вклад в освобождение Праги внесли части 1-го Чехословацкого армейского корпуса бригадного генерала Людвика Свободы, сражавшиеся плечом к плечу с Красной Армией. Так что, оскорбляющие сегодня память советских воинов пражские власти одновременно плюют и на могилы своих соотечественников, которые не сидели до последнего, сложа руки, и не работали на Рейх вплоть до мая 1945 года, но бесстрашно воевали и погибали во имя Победы над нацизмом.

Возмездие

Что же касается коллаборационистов из РОА, то немногим удалось заполучить вожделенное убежище на Западе. Командующий 1-й дивизией РОА Буняченко 12 мая сдался американцам, но уже через три дня был ими передан советским военным представителям. Практически весь командный состав «Русской освободительной армии», состоявший из перешедших на сторону нацистской Германии бывших военачальников Красной Армии, предстал перед советским военным судом, по приговору которого 1 августа 1946 года Власов, Буняченко и их сообщники были повешены.

Столь же бесславный конец ждёт и их современных апологетов, дорвавшихся до власти и, благодаря этому, получивших возможность спекулировать исторической памятью. Не случайно главный инициатор сноса памятника маршала Коневу чиновник районного уровня Ондржей Коларж настолько испугался за свою шкуру, что запросил персональную охрану и побежал жаловаться на Россию в Еврокомиссию. Вот только вряд ли России нужна ничтожная жизнь какой-то марионетки, а вот перспективы окончить её досрочно, став «сакральной жертвой» собственных евроглобалистских хозяев, прямо таки замаячили перед пражским старостой-вандалом.

Впрочем, каждому да воздастся по делам его.

Дмитрий Павленко, специально для News Front

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх