На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Заноза

14 176 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Бурлаков
    Владимир Бурлаков Наследники нацистских ублюдков ,не у...Европа напрашивае...
  • Михаил Пантюхин
    Эти пропиндосные мрази, а в своё время профашистские сейчас , как мы видим воссоединились, для них Россия (СССР, Росс...Европа напрашивае...
  • Михаил Булавин
    Да нищеброды и Ирану их разбомбить раз поссать. Только потом опять начнётся {Евреи геноцид и прчая шняга которую они ...Акела промахнулся...

США–Китай: украденный дрон и миллиарды баррелей нефти



В Южно-Китайском море китайцы утащили американский беспилотный дрон.

Почти как в голливудском кино. По официальной версии, два автоматических подводных аппарата проводили какие-то морские исследования — то ли состава воды, то ли влияния северного сияния на акустику Большого театра. Когда американское океанографическое судно USNS Bowditch пришло в точку, чтобы их подобрать, поблизости оказался китайский сторожевик. Его экипаж спустил шлюпку, с которой заарканил и утащил один из американских дронов. Всё происходило буквально на глазах американцев. Возмущения в эфире, требования остановить безобразие и всякие прочие страшные кары впоследствии китайский корабль просто проигнорировал. Подцепил добычу краном, поднял на палубу и отбыл восвояси.

Я знаю, что ты знаешь, что я знаю

История вышла смешная.

Пентагон факт гоп-стопа официально признал, но никаких иных претензий не высказал. Спустя сутки МИД Китая вежливо выразил своё сожаление. Мол, мы его и так бы отдали, но раз уж вы подняли шумиху, то теперь вопрос стал официально политическим, а такие вещи с кондачка не решаются.

Самое забавное, что согласно международному морскому праву, этот дрон практически ничей. По нему на совершенно законных основаниях можно забрать себе даже найденное в открытом море судно без экипажа, а юридический статус беспилотных автономных аппаратов в нём не прописан вообще никак. Был бы там какой-нибудь кабель для телеуправления — дело другое: можно бы было заявлять про принадлежность к судовым механизмам USNS Bowditch, а так — увы.

Впрочем, вся эта история на самом деле откровенно шита белыми нитками. Обе стороны лишь просто соблюдают политес. В действительности дроны UUV вели разведку в районе Парасельских островов (их другое название — Спрайтли), один из атоллов которых Китай ударными темпами засыпал песком, превратив в солидных размеров остров, на котором уже построил серьёзную военно-морскую базу.

Суть интриги

Ещё в последней четверти ХХ века на шельфе Южно-Китайского моря была найдена нефть.

Эксперты оценили извлекаемые запасы в по меньшей мере 7 млрд баррелей нефти и не менее 25 триллионов кубометров природного газа. По самым скромным оценкам, в деньгах там лежит больше 9 трлн долларов.

Но есть юридическая проблема. По Конвенции ООН 1982, года по морскому праву суверенная территория государства распространяется всего на 12 морских миль от его береговой черты. Ещё на 200 миль от неё — исключительная экономическая зона. Вот только Южно-Китайское море — маленькое. Экономические зоны расположенных по его периметру Китая, Тайваня, Филиппин, Вьетнама, Малайзии и Брунея в значительной степени перекрывают друг друга.

Пока море служило только транспортной артерией, это никого особо не волновало, но углеводороды изменили всё. Однако битва по вопросу «ваших тут не стояло» в разных международных инстанциях довольно быстро утихла. Ни одна из заинтересованных сторон собственными возможностями для глубоководного бурения не располагала, а транснациональные корпорации лезть в это юридическое рубилово желания не имели. Слишком большим выглядел риск оказаться крайним и влететь на штрафы, превышающие прибыль.

Актуальность вопросу вернул Китай. В сентябре 2012 года Пекин представил миру полностью свою собственную, в том числе и построенную тоже только у себя, глубоководную буровую платформу шестого поколения «Хайян Шию — 981». В переводе с китайского — «Морская нефть». Просто и со вкусом. Тогда же, в 320 километрах от Сянгана, китайцы начали бурение морского дна на глубине 1500 метров. И, естественно, тут же нефть нашли. Расчёты учёных оказались верны. С этого момента интрига и завертелась.

Красный дракон и ход конём

Как известно, делить на один всегда проще, чем на любое другое число. Тем более, когда речь идёт о такой сумме, да ещё касается столь дефицитных в Китае энергоносителей. Даже если получится со всеми как-то договориться, что далеко не факт, то Пекину из несметного богатства достанется максимум одна шестая часть, но если сделать «ход конём»... 

Порывшись в архивах, китайцы нашли основания предъявить свои претензии на те самые Парасельские острова. ООН с ними как бы не согласилась, но и не отвергла, так как сами острова являлись просто грядой безлюдных и непригодных к обитанию коралловых атоллов, едва выглядывающих над поверхностью воды. Чтобы считаться островом, они должны быть обитаемы. Китаю лишь того и требовалось. Окно Овертона сдвинулось в нужную сторону.

Уже в 2012 году китайские драги начали намывать на кораллы песок. В 2013-м там появился стационарный китайский наблюдательный пост, ещё через год оформился нормальный остров, а в начале 2015-го КНР соорудила там полноценную базу, с внутренним рейдом для кораблей, до крейсеров включительно, и взлётно-посадочной полосой в три километра, способной принять тяжёлые транспортные самолёты. А чтобы не выпячивать милитаризм так уж сильно, было объявлено, что в 2017-м на острове появится шикарный четырёхзвездочный отель. И вообще, там просто изумительный дайвинг и фантастический курорт. 



Тем самым красный дракон просто разрубил юридический гордиев узел. Появление острова, официально относимого к суверенной территории Китая, согласно нормам морского права, ведёт к пересмотру конфигурации госграницы КНР, в результате которого примерно 60% спорной акватории автоматически становится только китайской. Нет, Пекин не отказывается от переговоров по урегулированию спорных вопросов экономических зон, но только в части оставшихся 40% от тех 9 триллионов.

Головная боль гегемона

Ещё раз напомню, дело было в самый разгар американской войны за мировую гегемонию. Владыка мира Вашингтон вовсю мутил Болотную в России, разжигал «цветные революции» на Ближнем Востоке, раздул Майдан на Украине, и можно сказать, без пяти минут экономически колонизировал Европу и страны Тихоокеанского региона, для чего оставалось лишь поставить подписи под договорами TTP и TTIP. А тут вдруг Китай... внаглую... без разрешения... взял и захапал себе 5,4 триллиона долларов. Точнее, вдвое больше, так как тогда нефть стоила свыше сотни за бочку, а не по полтиннику, как сегодня. Какой же после этого Америка гегемон, если спустит китайцам эту наглость?

Но коса нашла на камень. Пекин подаёт иск о признании своих прав на острова в Гаагский суд. Он, конечно, международный и официально непредвзятый, но против позиции США судьи идти не решаются. «Нам фиолетово, мы и без вашего вердикта можем, — спокойно говорят китайцы и продолжают стройку, — а если кто сунется, дадим по наглой морде». «Да мы вас ща! — возмущаются в Овальном кабинете. — Да мы вас разбомбим!». Китайцы невозмутимо улыбаются: «А попробуйте!». 
ВВС США с ближайшей базы, которых там вагон, отправляют к островам истребитель. Его перехватывает китайский истребитель и беспардонно оттесняет в сторону. Воздушные пляски «с саблями» длятся полгода, в одном из инцидентов едва не закончившись тараном китайским пилотом американского самолёта.

Чтобы снять вопрос окончательно, китайская армия разворачивает на острове мощную систему ПВО, в зону действия которой военное командование США посылать свои самолёты больше не рискует.
Ходят слухи, что Вашингтон ещё пытался туда сунуться беспилотными разведчиками, которых китайцы решительно «заземлили», точнее «приводнили». Но точных данных на сей счёт нет.

Ситуация для гегемона приобретает отчётливо тупиковую конфигурацию, выйти из которой он попытался, как водится, флотом. ВМС США направляют туда эсминец, но тот быстро потерял к островам интерес, когда на подходе обнаружил два китайских сторожевика. Но Америка не была бы Америкой, если бы сдалась так легко. США объявили о проведении в Южно-Китайском море больших учений своего Седьмого флота. Ну вы сами посудите, что ему сможет противопоставить Китай? А если сунется — ведь как котят перетопим!

Но с учениями вышло ещё хуже, чем с самолётами. В самый разгар процесса посреди авианосного ордера, в ближней зоне его противолодочной обороны, внезапно всплыла китайская дизельная подводная лодка. Точнее, изначально она была российской — Китай для своего флота у нас купил несколько. С лодки очень вежливо сообщили, что, мол, по неопытности штурмана малость под водой заблудились, что они вообще тут случайно, что вот только по солнцу своё место на карте уточнят и уйдут, что мильпардон и сорри за беспокойство. И действительно, минут через десяток, погрузились и отвалили в сторону. А ещё менее чем через полчаса противолодочная оборона корабельного соединения её потеряла. Полностью. И самое во всём этом неприятное, что целью проводимых учений являлось как раз отражение угрозы АУГ со стороны подводных лодок. Скандал случился знатный. 

В общем, Пекин более чем прозрачно намекнул Вашингтону, что, коль придётся, в прибрежных к Китаю водах, к коим Парасельские острова тоже относятся, могучий флот гегемона могут ожидать очень серьёзные неприятности. Вплоть до летальных. И красному дракону совершенно по барабану, топить придётся только один американский Седьмой флот или вместе с дислоцирующимся тоже на Тихом океане Третьим.

Когда Китай знает, что делать, а Америка — нет

Так что американцы вокруг тех островов пытались шарить только беспилотными дронами совсем неспроста. И лихие действия китайского сторожевика самостоятельной инициативой его командира не являлись тоже. Произошедшее служит свидетельством перехода принципиальной борьбы за мировое лидерство между Китаем и США на новый уровень. Дело ещё осложняется тем, что глобальная стратегия на будущее у красного дракона есть, а дядя Сэм её не имеет даже в самом первом приближении.

Проблема, как водится, вытекает из экономики. Геополитически Пекин и Вашингтон — враги. Ими они стали ещё со времен «событий на площади Тяньаньмэнь». Когда ВВП КНР за 2015 год (по ППС) составил 19,6 трлн долл., а ВВП США — 18,0 трлн долл., даже самому завзятому оптимисту стало ясно, что Боливар не вынесет двоих: гиганты конкурируют за одни и те же ресурсы, рынки и деньги. Причём игра, что называется, идёт с нулевой суммой, то есть победа одного возможна только за счёт поражения другого. Собственно, разрушение России, хаосизация Ближнего Востока и договора о торговом партнёрстве Америке как раз и были нужны только для того, чтобы безоговорочно превзойти Китай экономически, на этом основании подчинить мировую экономику себе и, опираясь на неё уже, задушить китайцев.



Но в то же время экономически противники очень тесно связаны. В 2015 году КНР стала крупнейшим торговым партёром США, объём торговли с которым за первые три квартала составил 441,5 млрд долл. Второе место у Канады — 438 млрд, третье — у Мексики, четвертое — у Японии, пятое — у Германии. Как-то сложно начинать войну с партнёром, занимающим 15,5% твоей внешней торговли. А самое неприятное, что твой с ним торговый баланс отрицательный. Минус 273,5 млрд долл. И этот минус стабильно растёт. Мало того, если смотреть детали, то оказывается, что США импортирует по меньшей мере четверть всей у себя потребляемой промышленной продукции. Включая передовую научно-техническую.

На этом фоне положение Китая на первый взгляд кажется лучше. Америка в его экспорте занимает всего 4,1%. У Японии — 5,8%, у Германии — 8,6%, у Великобритании — 14%, у Гонконга — 31,3%. Но только на первый взгляд, ибо покупательская способность большинства торговых партнёров Поднебесной тоже тесно завязана на торговлю с США. В случае прямой войны с Америкой медным тазом накрываются и эти рынки. А без них экспортно-ориентированная экономика Китая совершенно точно не выживет. Вот только Китай знает, что с этим делать, а США — нет.

У Пекина есть глобальный проект экономического пояса Шёлкового пути, реализация которого означает не только формирование собственного среднего класса примерно на 100–120 млн чел, но ещё и экономическое развитие всей ЮВА, что должно сформировать там средний класс ещё примерно на 200–300 млн. Даже если к тому моменту в Европе начнётся война с халифатом, в которой сгорят имеющиеся там сейчас около 100 млн чел. их среднего класса, всё равно Китай получит стабильный рынок сбыта в 2,5–3,5 раза больший, чем нынешние Европа и США вместе взятые. Плюс сколько-то в России, плюс что-то в Средней Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. Пекину остаётся лишь методично «идти по дороге протяжённостью в тысячу ли», что, кстати, он делает вполне успешно. 

А вот у Америки никакого внятного представления, как жить дальше, нет. На протяжении четверти века она двигала идею глобализма, ради которого пустила на ветер две трети своего среднего класса. Если его численность в конце 70-х составляла почти 80% населения страны, то в 2014 году их насчитывалось едва 24–25%. Победа Трампа означает крах американского глобализма, но она же создала вакуум стратегической идеи дальнейшего развития Соединённых Штатов. Обещание Трампа ввести 40-процентный налог «на весь импорт, даже если формально это продукция американских ТНК», является лишь тактическим ходом. Вернуть производство домой, пусть не сразу, но безусловно, получится, однако к возрождению американского среднего класса это уже не приведёт. Даже сегодня рабочие руки в Китае стоят существенно дешевле американских, так что на вернувшихся в США заводах станут трудиться не американские рабочие, а роботы. Иначе даже с заградительными пошлинами импорт всё равно останется дешевле. 
Однако радости в этом мало.

Если Трамп, а точнее та часть элиты США, которую он представляет, в ближайшие два года не сумеют выработать годную, а самое главное — реально реализуемую на практике долгосрочную стратегию развития страны, то резкое падение уровня жизни в США обрушит её экономику, как карточный домик.

А вместе с ней, баллов так на 10–12, тряхнёт и всю остальную планету. Мало не покажется никому. 

И хорошо, если где-то в процессе, на волне неизбежного гражданского недовольства, власть в Америке не перехватят глобалисты. Выборы они проиграли, но сами по себе транснациональные корпорации никуда не делись. И их планы — тоже. Эти ради своего выживания могут попытаться сыграть и в ядерный покер, сделав ставку на пока ещё имеющееся заметное превосходство США над Китаем в ядерном оружии и системах противоракетной обороны. Ядерная зима их не особо пугает. Да и потом, на неё удобно будет списать все накопившиеся неподъёмные долги и экономические перекосы.

А ведь, казалось бы, просто история про наглым образом украденный дрон...

Александр Запольскис, Постфактум

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх