Не успели мы проводить из Чёрного моря американский эсминец «Дональд Кук», заходивший с «визитом дружбы» в Одессу, как через Босфор прошла целая хорошо вооружённая эскадра военных судов Североатлантического альянса и взяла курс к российским берегам. Зачем к нам снова пожаловали незваные гости?
НАТО снова в Чёрном море, и об этом говорят всё больше и больше.
Тем более что визиты кораблей альянса туда происходят словно по расписанию и всё больше напоминают боевое дежурство. На Западе эти визиты тесно связывают с провокацией, которую устроила Украина в Керченском проливе, потому что в упор не видят нарушения украинскими кораблями российской госграницы. Россию обвиняют в нападении на «мирно шедшие» через Керченский пролив в Азовское море украинские катера.С тех пор мы постоянно слышим, что Североатлантический альянс должен «посылать России сигналы» о «недопустимости» таких действий. И это прекрасный предлог, чтобы усилить патрулирование Чёрного моря и вовлечь в него к тому же Украину и Грузию. Этим двум странам отводится особая роль — это грядущие кандидаты на вступление в НАТО, а корабли альянса (причём, американские) регулярно заходят в украинские и грузинские порты.
Однако теперь НАТО предпринимает массированное «наступление» на регион: в Чёрное море вошли сразу семь кораблей альянса из Канады, Нидерландов, Турции, Испании, Румынии и Болгарии, шесть из них — фрегаты. Корабли следуют на военно-морские учения «Морской щит», в которых также примут участие Украина и Грузия.
Отряд тут как тут
Проход кораблей через Босфор произошёл 28 марта по московскому времени.
О нём сообщило турецкое агентство Demirören Haber Ajansı в своёмЭскадра должна сначала провести патрулирование вод Чёрного моря. Затем она разделится, и часть кораблей проследует в Одессу. Канадское посольство на Украине подтвердило, что в порт должны прийти «Торонто» и «Санта Мария». Одним словом, в Чёрное море пожаловала мощная хорошо вооружённая ударная эскадра НАТО.
Разумеется, гостей тут же взяли под пристальное наблюдение. По сообщению «РИА Новости», эскадру ведут корабли ВМФ Черноморского флота «Иван Хурс» и «Василий Быков». Если говорить о целях визита, то они состоят не только в совместных учениях, но и соответствуют тому, что ещё в феврале говорил генсек НАТО Йенс Столтенберг. По его словам, НАТО будет расширять своё присутствие в Чёрном море. Причина — эскалация напряжённости «из-за действий России», которая совершила «противоправное задержание» украинских моряков в ноябре 2018 года.
Заявление о расширении присутствия НАТО в Чёрном море звучит достаточно грозно. Однако на деле всё совершенно иначе, и господин Столтенберг, скорее, выдаёт желаемое за действительное. И тому есть очень веские причины.
Игрушечная эскадра
Да, в Чёрное море пришли хорошо вооружённые корабли. Ведь эскадра состоит почти целиком из фрегатов, а это крупные и серьёзные боевые единицы. Однако прежде чем рассказать о них подробнее, следует посмотреть на важный момент, про который часто забывают наши западные партнёры — международное право. А именно — нормы морского права в данном регионе, то есть на конвенцию Монтрё, которая чётко регламентирует правила военного судоходства в Чёрном море.
Дело в том, что страны НАТО хоть и проявляют регулярно активность в Чёрном море, но делают это как-то странно и почти незаметно: то одинокий эсминец ВМС США пройдёт в Грузию или на Украину, то вслед за ним другой походит немного и убирается восвояси. А то и вовсе нарвётся на внимательное сопровождение России с воздуха, после чего моряки дружно запросятся домой. Как это было в 2015 году с эсминцем «Дональд Кук», когда российские Су-24 совершали демонстративные облёты эсминца, после чего американские моряки потребовали от командования лечь на обратный курс.
Этим одиноким вояжам есть объяснение. Конвенция Монтрё предполагает, что присутствие в Чёрном море военных кораблей нечерноморских стран ограничено сроком в 21 день. Но самое главное, что документ ограничивает совокупный тоннаж нечерноморских судов, которые могут одновременно находиться в Чёрном море — не более 30 тыс. тонн. Черноморскими странами являются Россия, Турция, Болгария, Румыния, Грузия и Украина. Все остальные должны соблюдать требования документа.
Таким образом, в Чёрном море могут находиться одновременно, например, не более трёх эсминцев США. Водоизмещение «Дональда Кука» составляет 8915 тонн, у «Портера» и «Росса» оно примерно такое же. Тот же авианосец «Гарри Трумэн» просто не имеет права заходить в Чёрное море, он туда «не пролезает», так как имеет водоизмещение в колоссальные 97 тыс. тонн.
Однако нынешняя эскадра состоит из фрегатов, и их много. Фрегат по идее — это корабль крупнее, чем эсминец. Всё ли в порядке у кораблей с законом?
Как это ни удивительно, но канадский фрегат «Торонто» имеет водоизмещение примерно в 4795 тонн, что серьёзно меньше, чем почти у любого американского эсминца. Голландский «Эвертсен» оказался тоже не очень большим кораблём — 6000 тонн, и то только при полной загрузке, а не при походном режиме. Испанская «Санта Мария» оказалась ещё меньше — 3610 тонн при средней загрузке. Турецкие корабли, румынский фрегат и болгарский катер — корабли черноморских государств и под действие конвенции Монтрё не подпадают.
Таким образом чистый тоннаж кораблей нечерноморских стран в этой эскадре — 14 405 тонн, что вполовину меньше допустимого конвенцией. Однако затем и нужны США черноморские страны НАТО, их корабли позволяют легально увеличить совокупное водоизмещение. Однако на коллективные действия за пределами установленного конвенцией срока выходить всё равно нельзя. Именно поэтому «Росс», «Портер» и самый частый гость — «Дональд Кук» появлялись в Чёрном море буквально на две недели. Одним словом, это совершенно незначительно и никакой угрозы не несёт.
Как ещё в конце января писала в своём информационном материале связанная с ЦРУ консалтинговая компания Stratfor, США серьёзно ограничены в возможностях в Чёрном море. Материал тогда был приурочен к очередному визиту «Дональда Кука», который демонстрировал «солидарность с Украиной» после Керченской провокации, организованной Киевом. Однако компания Stratfor отметила:
Даже если принять во внимание значительный флот Турции, члена НАТО, способность России проецировать значительные силы в Чёрное море с помощью наземных ракетных систем, а также ВВС, даёт ей значительное преимущество. А ограниченная сила украинского военно-морского флота означает, что российский Черноморский флот, несмотря на собственные проблемы, способен поддерживать превосходство, особенно в Азовском море.
Вывод был очень простой — все эти визиты не более чем формальное присутствие, реальными военно-морскими силами НАТО в Чёрном море не располагает, так как Болгария, Румыния и Турция просто неспособны выставить в потенциальном морском бою никаких кораблей, которые могли бы быть сходны по характеристикам с американскими, немецкими или британскими.
Именно поэтому к нынешнему визиту эскадры следует относиться хоть и внимательно, но не слишком серьёзно. Движения кораблей НАТО абсолютно понятны и известны России и не имеют никакого особенного значения в стратегическом смысле, кроме демонстративного.
Тем смешнее теперь выглядят заявления Столтенберга о планируемом расширении присутствия кораблей НАТО в Чёрном море.
Автор:
Кучер Егор
Свежие комментарии