Политолог Владимир Евсеев — о том, зачем Евросоюз решил вводить санкции за «применение и распространение химоружия»
Совет Евросоюза на заседании в Люксембурге утвердил новый режим санкций против физических и юридических лиц, ответственных за применение и распространение химического оружия. Этот механизм был предложен Великобританией и Францией «после нападений в Сирии и Солсбери», в которых, как считают в Лондоне, Россия якобы напрямую или косвенно виновата.
Разработку мер Брюссель инициировал на саммите ЕС в конце июня. Накануне этого состоялось экстренное заседание Организации по запрещению химического оружия, на котором ведущие страны Запада в обход Совета Безопасности ООН «продавили» предоставление ОЗХО права называть виновных в химатаках. Теперь же новый механизм позволит ЕС вводить санкции против тех, кто, по мнению Брюсселя, причастен к разработке и применению химического оружия, вне зависимости от страны проживания. В частности, речь идет о заморозке активов руководителей разведывательных структур и политиков, которых европейцы подозревают в причастности к применению химического оружия, и о запрете на въезд в страны ЕС для них.
Очевидно, что санкции во многом носят символический характер, но факт их введения будет говорить о том, что химическое оружие всё больше служит инструментом давления со стороны Запада. Впервые это произошло в августе 2013 года, когда, как утверждают на том же Западе, сирийская армия нанесла ракетные удары с использованием химоружия по пригороду Дамаска Восточной Гуте, которую в то время контролировала вооруженная оппозиция. Утверждалось, что для доставки нервно-паралитического газа типа зарин якобы использовались 330-мм (предположительно сирийского производства) и 140-мм советские ракеты класса «земля–земля».
Инспекторы ООН по химическому оружию, расследовавшие этот инцидент, лишь подтвердили сам факт химической атаки и выяснили некоторые технические детали: количество и тип отравляющего вещества, способ доставки. Но перед этой организацией тогда еще не стояла задача определения виновных в химатаке, так как это прямая обязанность СБ ООН.В таких условиях проявили себя так называемые независимые западные организации, как, например, Human Rights Watch, которая 10 сентября 2013 года опубликовала крайне спорный доклад «Атака на Гуту: анализ предполагаемого использования химического оружия в Сирии».
Нечто подобное происходит и сейчас, когда к расследованию так называемого инцидента в Солсбери с Сергеем и Юлией Скрипалями, которые уже выписаны из больницы (наверное, первый в истории случай столь сомнительного боевого применения химического оружия), подключилась исследовательская группа Bellingcat. Но ее представители в этот раз даже не попытались провести собственное расследование, а лишь представили данные британской разведки. Ранее они это сделали в отношении трагедии с пассажирским самолетом Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, который потерпел крушение 17 июля 2014 года в Донецкой области. Bellingcat заявили о российском происхождении «сбившего MH17 «Бука».
При наличии столь «серьезных» аналитических организаций США и Европа, наверное, могут отказаться от использования собственных разведывательных структур. Ведь так называемые независимые структуры способны дать исчерпывающий, а главное — «правильный», ответ на любой вопрос международной повестки дня. И самое любопытное — за это не понесут никакой ответственности, что крайне удобно для некоторых чрезмерно активных западных государств. Если вдруг в «доказательствах» найдут какие-то ошибки, то и оправдываться странам не придется — независимые организации на то и независимые, что правительству не подотчетны, хотя их «выводы» отчего-то поразительно и совпадают с «государственными» версиями.
Кстати, по некоторым данным (в частности, американского журналиста Сеймура Херша), инцидент 2013 года с использованием химического оружия в Восточной Гуте был осуществлен именно британской разведкой, которая заблаговременно уведомила об этом ЦРУ США.
Теперь же ЕС фактически вводит против России новые — «химические санкции». Причем эта инициатива в большей степени принадлежит Лондону, который очень стремится создать Москве максимально возможные проблемы до неизбежного выхода Великобритании из ЕС весной следующего года. Конечно, и в остальной Европе находятся сторонники столь же решительных действий. Но это не только дискредитирует ОЗХО и другие структуры международной безопасности, но и наносит вред самому ЕС, где в силу множества причин террористическая деятельность будет нарастать. В первую очередь из-за отказа от сотрудничества с российскими спецслужбами, которые могли бы помочь защитить европейцев от реальных, а не мифических угроз.
Владимир Евсеев, газета «Известия»
Свежие комментарии