На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Заноза

14 176 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Горшков
    Я уже не удивляюсь, но всё-таки странно - международные организации ПОСТОЯННО НА ОДНИ И ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ НАСТУПАЮТ: повер...Германия признала...
  • Юрий Зубрин
    Очередной вонючий жидёнок? Я так понимаю?Шкуру русского ме...
  • Алексей Горшков
    А я несколько иначе считаю. То, что они историю правят, как им выгодно - не ново, объяснимо и объективно. Нам это оби...Европа напрашивае...

Берлинскую стену снесли, но возвели другие

Исполнилось 30 лет как рухнула "стена позора" в Берлине, но современные преграды между странами строят вновь, и не только в Европе.

 

В ноябре есть дата, которую нельзя не отметить - 9 ноября 1989 года немцы снесли ограждения на пунктах пропуска между Западным и Восточным Берлином. Стена, разделявшая ГДР и ФРГ, была зримым воплощением "железного занавеса" между капитализмом и социализмом, символом запретов и ограничений свободы.

Правительство ГДР называло 155-километровое сооружение "антифашистским оборонительным валом", а в ФРГ её окрестили "стеной позора". Бетонный забор и колючая проволока служили главной цели – удержать восточных немцев от массовой миграции на Запад. В тех, кто пытался сбежать, пограничники стреляли. Число жертв историки оценивают по-разному, от 125 до 645, среди погибших есть и дети. Беглецы шли на смертельный риск не только из-за антикоммунистических убеждений, чаще всего мотивы были простые, сугубо житейские: уровень жизни на Западе был намного выше, чем в ГДР. "Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше", такая пословица есть и в немецком языке (Die Fische streben nach tieferem Grunde, der Mensch ist gern mit dem Glück im Bunde).

Под стеной, отделявшей восточных немцев от "благ капитализма", беглецы рыли тоннели, перелетали её на воздушном шаре, таранили забор бульдозером. Удачные побеги стали сюжетами для детективных романов и кинофильмов. А песен на тему Берлинской стены, пожалуй, ещё больше, и не только у немцев. Фанаты рока считают, будто бы группу "Pink Floyd" она вдохновила на создание знаменитого альбома "The Wall".

Стена вокруг Западного Берлина властями ГДР была поставлена в 1961-м году, сначала из колючей проволоки, потом из армированного бетона. Она непрерывно совершенствовалась и укреплялась, ограждение казалось вечным, словно великая китайская стена, но преграды рухнули в одну ночь.

Вечером девятого ноября председатель правительства ГДР Гюнтер Шабовски сказал, что с завтрашнего дня значительно облегчаются правила пересечения границы. Но восточные немцы ждать не стали – сотни тысяч людей прямо ночью ринулись к пунктам пропуска. Пограничники пытались остановить толпу водометами, но народ было уже не удержать. Шлагбаумы сломали, словно спички, под ликующие крики начали крушить бетонную стену.

Преграды в головах

Через год, в 1990-м, ГДР официально объединилась с ФРГ, и Берлинскую стену разобрали, оставив только маленький фрагмент в память о временах, когда нация была рассечена надвое.

Снести бетонные ограждения оказалось самым простым делом, экономику восточных земель Германии поднять до уровня ФРГ куда сложнее, за тридцать лет с такой задачей власти не справились.

Но ещё труднее оказалось убрать барьеры в сознании людей, сами немцы до сих пор делят себя на "ости" и "вести".

К "ости", бывшим гражданам ГДР, отношение у западных немцев сложное – это сплав насмешек, презрения и отчасти зависти. Желая упрекнуть восточных в неполноценности, вспоминают унылые панельные дома, пластмассовый автомобиль "Трабант", и, конечно, страхи перед Штази, всесильной тайной политической разведкой.

А повод завидовать восточным соседям вовсе не шуточный, деньги к ним утекают рекой. По данным немецкого Института экономических исследований (DIW), пять восточных земель и их население с момента объединения потребили на 1,5 триллиона евро больше, чем произвели сами. И всё же уровень жизни на территории бывшей ГДР до сих пор не достиг западного.

Я бывал и в Западной Германии, и в Восточной, общался с немцами, пытаясь понять глубину различий между "вести" и "ости". Пожилой школьный учитель русского языка объяснил мне суть проблемы просто и ясно:

"Многим восточным немцам нашего поколения неуютно в объединенной Германии. Этому состоянию даже название придумали "остальгия" - от слова ost. Мы тоскуем не столько по ГДР, сколько по своей юности. Да и не всё тогда было плохо, у социализма есть свои преимущества. Так что барьеры в нашем сознании не рухнули, по крайней мере у людей старшего возраста. Ну а стен за эти годы на границах Европы много новых понастроили, и подлиннее Берлинской."

Заборная мания

Канцлер ФРГ Вилли Брандт, назвавший Берлинскую стену "стеной позора", дожил до времени, когда в Евросоюзе стали появляться новые преграды. Сейчас заборов становится всё больше и больше, стремясь защититься от потока нелегальных мигрантов ограждения на границах соорудили власти Венгрии, Греции, Испании. Их примеру готовы последовать и другие государства Евросоюза. Заборный вопрос обсуждают в парламентах Румынии и Польши. Поляки просят на него миллионы в Евросоюзе под предлогом борьбы с африканской чумой свиней, хотя всем ясно что эта преграда задумана чтобы остановить не кабанов, а нелегальных мигрантов.

Но один забор уже мало - два года назад Венгрия поставила на рубеже с Сербией уже вторую стену, гораздо солиднее первой.

"Забор имеет высоту три метра, он способен остановить любую толпу людей" - так презентовал сооружение журналистам венгерский премьер-министр Виктор Орбан.

Украина, хоть и не в Евросоюзе, но старается во всем брать пример с западных соседей. На границе с Россией стену сооружают с осени 2014-года, вбухивая в это строительство огромные средства, почти полтора миллиарда гривен. Проект назван очень помпезно "Европейский вал", хотя по аналогией с валом римского императора Траяна, пытавшегося оградить свою империю, затею можно именовать "плетнем Порошенко". Городят стену по указу бывшего президента и при нынешнем главе Украины, но стройке конца не видно. Причину, видимо, нужно искать не только в хищениях средств (СБУ арестовала подозреваемых в этом начальников), но и в том, что простые украинцы не особо одобряют "Европейский вал".

Народный депутат Украины Елена Сотник после инспекции строительства назвала проект "ямой стоимостью в четыре миллиарда гривен".

Вера во всемогущую силу заборов среди политиков принимает характер какой-то сумасшедшей эпидемии – Египет строит стену вокруг города Эль-Ариш на Синайском полуострове, Индия возвела ограждения на границе с Пакистаном, Саудовская Аравия отгородилась от Йемена, Узбекистан от Таджикистана. Но скорее, причина любви властей к строительству стен в том, что на подобных проектах можно поживиться. От террористов и контрабандистов заборы давно не спасают, такие преграды закрывают путь разве только шакалам.

Под "забористыми" лозунгами выиграл президентские выборы в США Дональд Трамп. Возведение новой разделительной стены на границе США и Мексики было ключевым пунктом его популистской программы. Правда, за время своего правления забор так и не вырос: сенат не одобрил выделения 5,7 млрд долларов на это строительство. Председатель Палаты представителей США Нэнси Пелоси заявила, что финансирования сомнительный проект не получит: "Трамп может убеждать нас сколько угодно, но мы не одобрим затею, которая обойдется в миллиарды долларов и не будет эффективной."

Госпожа Нэнси, конечно, права: стены между государствами давно стали анахронизмом. Куда полезнее и эффективнее вкладывать деньги в экономику соседей, повышая уровень жизни бедных стран. Преграды и санкции нужно убирать, иначе народ сокрушит их сам - как Берлинскую стену.

Григорий Тельнов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх