Проигнорировав обращения ЮНЕСКО, Государственной Думы ФС РФ, горькие и остерегающие призывы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и предстоятелей других Поместных православных церквей, заявления многих мировых политических лидеров, Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган все-таки подписал указ о присвоении Собору Святой Софии в Стамбуле статуса мечети и возобновлении там мусульманских богослужений… Год спустя после обещания отомстить президенту США Дональду Трампу за признание Иерусалима столицей Израиля и его суверенитета над Голанскими высотами.
Тогда это казалось эмоциональным заявлением — невероятным, несоразмерным, несимметричным, как принято говорить в дипломатии, но, увы, оно воплотилось в реальностьАйя-София, несмотря на то, что уже была несколько веков мусульманской мечетью после падения Византийской империи, по-прежнему оставалась символом христианской веры. Святая София — признанный объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, но в данном случае мы говорим об ином: в 1935 году основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк принял мудрое решение, сделав Святую Софию не христианской церковью или мечетью, а именно храмом-музеем. Собор, по сути, принадлежит всему человечеству как символ мудрости, символ веры и символ межрелигиозного согласия.
Сегодня же мудрая воля Ататюрка спустя 85 лет перечеркнута в угоду сиюминутным политическим интересам и сомнительным рейтингам. «Данное решение, увы, не направлено на примирение существующих противоречий, но, напротив, может привести к еще большим разделениям, о чем сказал 6 июля в своем заявлении Патриарх Кирилл», — отреагировал на произошедшее официальный спикер Русской Православной Церкви Владимир Легойда.
Действительно, очень жаль. В нынешней ситуации нам остается надеяться на то, что подобная позиция турецких властей не приведет к росту межконфессионального разобщения и нарушению хрупкого баланса.
Для нас — знающих и бережно хранящих историю — Святая София была и останется уникальным памятником византийской архитектуры и символом межконфессиональной толерантности.
Свежие комментарии