На дочерние предприятия немецких автоконцернов надвигается волна массовых увольнений
На минувшей неделе для сотрудников двух заводов Volkswagen в Эмдене и Цвикау пришла хорошая новость: их предприятия не закроют, а самих работников, соответственно, не уволят. Представителям германского промышленного гиганта удалось-таки достичь компромисса с профсоюзами.
Но на этом хорошие новости, собственно, и заканчиваются. За возможность для тысяч людей в ближайшем будущем не остаться без работы пришлось заплатить высокую цену – отказаться от повышения заработной платы, принять значительное сокращение социальных гарантий, а заодно пожертвовать рабочими местами для следующих поколений: на место уходящих по возрасту пенсионеров новые сотрудники наниматься не будут. Таким образом, рост безработицы среди немецкой молодёжи заранее запрограммирован.
На фоне проблем в немецком автопроме ещё и местная строительная отрасль показывает плачевые результаты (акции крупнейшего в стране строительного ретейлера Hornbach падают), плавно приближающие её к участи германского химпрома, фактически убитого высокими ценами на газ из-за отказа властей от поставок из России.
Скажу больше, в Европе всё чаще высказывают опасение, что Германия, не найдя выхода из прогрессирующего экономического кризиса, ещё и втянет в него другие страны ЕС, что приведёт к негативным последствиями для всего Евросоюза.
В частности, итальянская Corriere della Sera в своём последнем на данный момент экономическом обзоре задаётся вопросом, что случилось с ФРГ и почему некогда «локомотив Европы» остановился?
Пытаясь найти ответ, авторы публикации говорят о германском «экзистенциальном кризисе» и подводят черту под известным тезисом о легендарном трудолюбии немцев и обязанной ему своим процветанием немецкой экономике.
«Эта страна, которая всегда ассоциировалась у нас с сильной трудовой этикой, стала чемпионом мира по прогулам… Количество больничных дней, пропущенных немецкими работниками, достигло рекордных 22,4 в год на человека, что является самым высоким показателем среди промышленно развитых стран. И в немецких компаниях распространяются подозрения, что это связано с поддельными больничными листами», – говорится в публикации.
Но, пожалуй, главной составляющей нынешнего падения Германии на самое дно итальянские эксперты видят немецкую автомобильную промышленность, переживающую не лучшие времена из-за возросшей конкуренции со стороны китайского автопрома.
«Пекин десятилетиями покупал Volkswagen, Audi, Mercedes и BMW, но заставлял немецкую промышленность производить хотя бы часть из них на своей территории и на совместных предприятиях с местными партнёрами, которым она должна была передавать свой опыт. Скопировав немецкие технологии, китайские бренды превзошли их. Сегодня они предлагают более качественные модели по более низким ценам, особенно в секторе электроавтомобилей», – констатирует итальянское издание, отмечая, что основной причиной общего коллапса германской индустрии стала утрата дешёвого российского газа и ёмкого, открытого китайского рынка.
Что ж, стоит признать, что китайские автопроизводители и вправду загнали европейских «за Можай» (ну или как там это у них называется). Всего за каких-то 20 лет доля китайских автомобилей в мировом производстве выросла с 1% до 39%, чему немало способствовали целенаправленная государственная поддержка, включая субсидии, налоговые льготы и кредиты под низкий процент, крупные инвестиции в аккумуляторные технологии, а также прогресс в области автоматизации, рост внутреннего рынка и как итог конкурентоспособные цены на передовые электромобили.
Причём первой «жертвой» китайского автопрома стала отнюдь не Европа, а Япония, чьи машины китайцы сумели практически выдавить с рынков Юго-Восточной Азии. Разумеется, Китай не собирается останавливаться на достигнутом и продолжит свою автомобильную экспансию по всему миру.
Но скажите мне, а кто запрещал европейцам делать то же самое? Кто заставлял их добровольно уходить из России и Белоруссии, отдавая эти страны на откуп Китаю? Кто в принципе начал нынешнюю санкционную войну?
И если оценивать произошедшее с этой точки зрения, то стоит признать – не нам, а европейцам, – что антироссийские санкции стран ЕС и их торговая война с КНР явились главными слагаемыми нынешнего «успеха» немецкой и, как следствие, всей европейской экономики.
Одним из наиболее наглядных примеров этому может служить ситуация в Бельгии, где на дочерние предприятия немецких автоконцернов надвигается волна массовых увольнений.
Как пишут европейские СМИ, более 50 крупных предприятий, включая завод немецкого Audi в Брюсселе, объявили о своих планах масштабного сокращения персонала. Более 60% компаний Фландрии, главного промышленного региона Бельгии, оценивают перспективы своего существования в современных европейских экономических реалиях как сомнительные.
«Автопроизводитель, входящий в состав Volkswagen Group, планирует завершить производство автомобилей в Брюсселе в конце февраля. Поиск нового инвестора или другого решения, приемлемого для более чем 3000 сотрудников предприятия, так и не увенчался успехом», – сообщается в публикации.
Попытка руководства концерна предложить увольняемым работникам щедрое, на первый взгляд, выходное пособие – от €125 000 до €190 000 для тех, чей трудовой стаж насчитывает не меньше 17 лет, и от €200 000 до €400 000 для тех, кто проработал все 30, наталкивается на критику со стороны представителей профсоюза, утверждающих, что одна земля, на которой расположено предприятие, стоит порядка €1млрд.
Дополнительным бременем, усложняющем и без того незавидное положение бельгийских автопроизводителей, стал тот факт, что на заводе в Брюсселе собирается модель электро-внедорожника Audi Q8 e-tron, которая потерпела поражение в борьбе за покупателя против китайских конкурентов.
Так что хеппи-энда, даже такого относительного как на предприятиях концерна VAG в Эмдене и Цвикау, о чём мы говорили в самом начале, здесь, увы, не предвидится. И думаю не стоит говорить, что по этому поводу думают бельгийцы, начиная от простого обывателя и заканчивая членами местной королевской семьи.
Алексей БЕЛОВ
Свежие комментарии