Cекреты популярности Тарапуньки и Штепселя
2 июня исполняется 97 лет со дня рождения украинского артиста Юрия Тимошенко. Его настоящее имя вряд ли кому-то известно: всесоюзную популярность он завоевал под псевдонимом Тарапунька, выступая больше 40 лет в дуэте с Ефимом Березиным (Штепселем). Их сатирические репризы пользовались невероятным успехом, а дуэт Тарапуньки и Штепселябыл неразлучным не только на сцене, но и в повседневной жизни.

Юрий Тимошенко родился в Полтаве, с детства он увлекался театром и кино. В 1937 г. он поступил в Киевский театральный институт. Именно там он и познакомился с одесситом Ефимом Березиным, с которым они стали друзьями и коллегами на всю жизнь. Они встретились на студенческом капустнике, где оба выступали с юмористическими репризами. После представления Тимошенко подошел к Березину и заявил: «Если мы на сцене будем вдвоём, то и смеха в зрительном зале будет в два раза больше». Так появился дуэт, просуществовавший больше 40 лет.

По окончании института в 1941 г. выпускники собрались участвовать во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, но тут началась война. Тимошенко и Березин для поддержания боевого духа солдат стали гастролировать в составе ансамбля песни и пляски Юго-западного фронта. В репертуаре были сатирические сценки, высмеивающие фашистов. В 1945 г. вместе с бойцами Красной армии артисты вошли в Берлин, чтобы дать там «победный» концерт.

Знаменитые персонажи Тарапунька и Штепсель появились уже после войны. Псевдоним Юрия Тимошенко произошел от названия речки на Полтавщине – Тарапуньки, а Штепсель получил такое имя из-за того, что часто играл монтера, к тому же это отлично характеризовало его героя – все починит, всему найдет объяснение, все разложит по полочкам. Штепсель всегда говорил на русском, а Тарапунька – исключительно на украинском, каждый эфир он начинал словами «Здоровенькі були!».

Дуэт Тарапуньки и Штепселя полюбился зрителям и завоевал всесоюзную популярность. Кроме выступлений на сцене, они сняли 7 короткометражных фильмов, в которых они выступали режиссерами, сценаристами и артистами. Самые известные сюжеты – «Тарапунька и Штепсель под облаками» и «Штепсель женит Тарапуньку».

Успех дуэта можно объяснить многими причинами. Во-первых, слаженной работой, трудоспособностью, талантом и четким пониманием своих целей. Дуэт действительно был неразлучным, только однажды из-за случившейся размолвки они прервали совместные выступления на год, но затем вернулись на сцену и не расставались до самого конца. Их дружба была настолько крепкой, что один отказывался от звания заслуженного артиста, пока его не присудили и второму.

Во-вторых, успех дуэта обеспечивали и хорошо продуманные характеры эстрадных персонажей: Тарапунька – острый на язык, ироничный, простоватый, но умеющий за себя постоять, «себе на уме», Штепсель – спокойный, важный, рассудительный, заносчивый, всегда уверенный в своей правоте, любитель поучать. Когда Штепсель начинал «умничать», Тарапунька ставил его на место колкими остротами. В этих персонажах зрители узнавали широко распространенные типажи – городского задаваку и деревенского простака. Их ценили за «правду жизни».

Репризы Тарапуньки и Штепселя пользовались популярностью не только у простого народа, но и у властей: ни один правительственный концерт не обходился без них. Особенно их любил Никита Хрущев. Но сатира на современное общество тогда не могла быть свободной и неподконтрольной. В 1960-х их тексты проходили цензуру, и прежде чем отправиться с концертом в Кремль, они несли сценарий в ЦК Украины на утверждение.

С 1950-х до 1980-х гг. Тарапунька и Штепсель были самыми популярными артистами в СССР, они гастролировали со своими репризами по всему Союзу. Несмотря на это, звания народных они так и не получили – из-за того, что не были членами КПСС. По этой же причине их не выпускали за границу. В 1986 г. на гастролях в Ужгороде Юрий Тимошенко скончался. Ефим Березин еще какое-то время выступал один, но уже не пользовался прежним успехом. Вскоре он уехал к дочери в Израиль и остался там до конца своих дней. Его не стало в 2004 г.
У нас есть звания - Штепсель и Тарапунька...
Kак-то они ехали на гастроли в штабном вагоне, в котором находилось только высокое начальство и все народные артисты. На какой-то станции к ним в вагон проскользнул студент, «зайцем» возвращавшийся в Москву.
Тимошенко приветливо заговорил с ним, вспомнил свой институт, пошутил по поводу вечного студенческого безденежья. Спросил: «Конечно, хочешь есть?» и, не дожидаясь ответа, пошел в буфет за продуктами. Когда он вернулся, нагруженный пакетами, студента уже не было: по требованию какого-то вельможного чиновника проводник на первой же остановке выдворил «зайца», ехавшего «не по рангу». На Тимошенко страшно было смотреть, это было то состояние, когда он становился неуправляемым. Довести его до этого могли только обида и несправедливость. Он чуть не выломал дверь в купе, где заперся перепуганный чиновник, бился о закрытую дверь и кричал:
- Выйди! Я хочу посмотреть в твои глаза!.. Ведь он хотел есть! Ты выгнал голодного человека!.. Ты молодость свою выгнал!
С трудом удалось успокоить его и оттащить от избитой двери.
...Их дружба была уникальной: пятьдесят лет вместе - и в жизни, и на эстраде. Оба окончили Киевский театральный институт, оба прошли всю войну - от Киева до Берлина. Вернувшись, поехали в Москву на Всесоюзный конкурс артистов эстрады, стали лауреатами и до конца творческого и жизненного пути уже не расставались.
Они с Юрой были очень разные: Тимошенко - взрывной, увлекающийся, рискующий, неуправляемый и непредсказуемый, большой ребенок, любимым блюдом которого были бублики с молоком. Березин - спокойный, сдержанный, мудрый и рассудительный, преданный муж и заботливый отец, напрочь избегающий авантюр. Тимошенко, если кем-то или чем-то увлекался, то бурно, стремительно, без удержу: женщинами, марками, детективами. Мог запойно учить английский, днем и ночью, и выучить за три месяца. Мог бросить все дела и лететь в Иркутск за какой-нибудь редкой маркой.
А Фиму многие называли Ребе. Он гасил все неприятности, которые мог учинить Тимошенко.
Как-то за день до правительственного концерта в Кремле Тимошенко, которому всегда была противна показуха, вырвал себе зуб, пришел с опухшей щекой и, конечно, сорвал выступление. На что Березин ему философски заметил: «Ну и дурак ты, Юра. На все концерты-то зубов не хватит...»
Как-то им разрешили поехать с концертами в Англию. Артисты за два месяца вызубрили всю свою программу на английском, оформили документы, оставалось получить подпись секретаря райкома. Тот их приветливо принял, стал рассматривать бумаги и вдруг спросил:
- Юрий Трофимович, Ефим Иосифович, а почему вы еще не члены партии? Нехорошо.
Это была роковая фраза. Тимошенко вскочил, подошел к столу, склонился над хозяином кабинета и стал выкрикивать ему прямо в лицо:
- Вы оскорбляете нас этим вопросом! Пока в вашей партии такие личности, как Котенко, Гончаров, Иваненко, не смейте звать туда порядочных людей! Выгоните из партии всех подонков и тогда мы сами к вам придем! Березин потом рассказывал: «Юра орал на него, а я сидел и думал: «Всё, уже никто никуда не едет». Он оказался прав - гастроли отменили...
Говорят, Тарапунька даже в партию не пожелал поступать без Штепселя. И поначалу даже отказывался от звания заслуженного артиста. Сказал: «Или двоим, или никому». Дали двоим. Потом и народными артистами Украины вместе стали. А вот народных СССР им так и не дали. Два раза знаменитый дуэт подавали на присуждение звания и каждый раз их документы непонятным образом терялись. Когда решили подавать в третий, Юрий Тимошенко категорически заявил: «Все, с нас хватит. Не хотим. У нас есть звания - Штепсель и Тарапунька...»
В памяти выплывает тяжелое воспоминание - похороны Тимошенко.
Он лежал в красном гробу в Киевском доме актера, улицы были запружены народом, движение перекрыто - киевляне прощались со своим любимцем. Раздавленный горем, абсолютно белый, мгновенно постаревший, подошел к нему Березин, постоял молча, потом выдавил из себя: «Так много хотел тебе сказать на прощанье, но... Прости, Юра, я впервые забыл свой текст...».
(Из воспоминаний прозаика, сатирика и кинодраматурга Александра Каневского, автора программ для дуэта Тимошенко-Березин)
*****
Сегодня день рождения Юрия Тимошенко – Тарапуньки из легендарного дуэта.
Он умер тридцать лет назад, в ноябре 1986-го и похоронен на знаменитом Байковом кладбище в Киеве.
Ефим Березин пережил любимого друга на 18 лет, практически сразу прекратив свои выступления после его смерти. В начале девяностых переехал с семьей в Израиль. Похоронен в десяти километрах от Тель-Авива, на кладбище Яркон…
1942 год, концертная бригада ансамбля песни и танца Юго-Западного фронта. На снимке однополчане.
В первом ряду слева и справа – два танцора, два легендарных хореографа: с морковью в руках - Александр Сегал, главный балетмейстер Киевского национального академического театра оперетты и Борис Каменькович, главный балетмейстер театра имени Ивана Франко.
В верхнем ряду - Борис Сичкин, рядом с ним Ефим Березин, который положил руку на плечо своего товарища, Юрия Тимошенко.
Проще говоря, Буба Касторский, Тарапунька и Штепсель.
Стас Садальский
Свежие комментарии