На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Заноза

14 173 подписчика

Свежие комментарии

  • Анатолий Рябенко
    Кулеба при дотошном переводе на русский язык означает: "мешок с дыркой".Объём наглой укра...
  • Вера Ванидовская
    Вот что пишете? Они все отнюдь не идиоты. Каждый просто работает под себя. Там очень много умных людей. Все делается ...Объём наглой укра...
  • Владимир Витковский
    Нет ничего невозможного... Надо просто стремиться и все получится...В плен за деньги ...

Союзное государство: «Дружба» дружбой, а денежки?

Многие обратили внимание на слова Александра Лукашенко о том, что если не удастся договориться с Россией о цене на нефть, то Беларусь будет вынуждена искать других поставщиков и, вероятно, придётся забрать под это две ветки нефтепровода «Дружба».

К двадцатилетию создания Союза России и Беларуси и под конец года страны привычно подходят с обострением споров о ценах на энергоресурсы. Аргументация белорусской стороны состоит в том, что если Беларусь и Россия являются союзниками, то цены на энергоносители должны равняться не на мировые, а на внутрироссийские. Это позволяет функционировать белорусской промышленности, содержать социальную сферу и обеспечивать безопасность Союза на западном направлении силами белорусского государства. Кроме того, в рамках ЕАЭС предусматривается создание единого рынка нефти и газа и выход на равнодоходные цены.

Аргументация российской стороны сводится к тому, что против России введены западные санкции, союзники должны разделять издержки, которые она несёт и платить за сырьё больше. Что условия, при которых создавалось Союзное государство и ЕАЭС существенно изменились и потому Россия вправе изменять и ценовую политику на энергоресурсы.

Доводы каждой из сторон по-своему рациональны. Если в СГ и ЕАЭС цены на ресурсы не будут отличаться от мировых, тогда поиск иных поставщиков, которые могут предложить нефть по приемлемым ценам выглядит логичным. Замена российской нефти потенциально может быть разной – иранской, азербайджанской, саудовской, венесуэльской, американской, если уж спор зайдёт совсем далеко.

Доставить эту нефть на белорусские НПЗ в Мозыре и Новополоцке в нужных объёмах можно только по нефтепроводам, выходящим на балтийские порты в Вентспилсе, Клайпеде и Гданьске. То есть не российская нефть пойдёт в Восточную и Центральную Европу, а чужая в Беларусь. И белорусская сторона начала готовиться к такому сценарию, объединив мозырскую и полоцкую транспортные системы в одну корпорацию.

Сценарий этот крайне нежелательный, так как может привести к масштабному политическому и экономическому кризису с последствиями для всей Европы. Например, недавняя остановка «Дружбы» по вине российских нефтедобывающих компаний, загрязнивших его некачественной нефтью, привела к серьёзным денежным и имиджевым потерям, а некоторые страны ЕС даже были вынуждены распечатывать свои стратегические запасы нефти.

Возникает вопрос – есть ли у России какие-то иные мотивы, кроме повышения прибыли нефтедобывающих компаний? Высказываются предположения, что она может делать это:

1.Для того, чтобы присоединить Беларусь. Бредовая идея, белорусские элиты на это никогда не пойдут, а издержки многократно превысят любые профиты от такого шага. Кроме того, международная обстановка от этого может существенно обострится и стать поводом к началу Большой войны.

2.Для того, чтобы подтолкнуть Беларусь к совершению каких-то действий, необходимых России. Но характер этих действий остаётся совершенно непонятным. И в принципе не совсем ясно, чего в таком случае Россия от Беларуси хотела бы добиться.

3.Для того, чтобы добиться уступок в плане собственности, как это было, например, с белорусской газотранспортной системой, проданной «Газпрому» в результате острого спора о цене на газ, но в итоге решившегося обоюдным согласием и по цене на газ и по цене за систему. Возможно, в этот раз речь идёт о белорусском участке нефтепровода «Дружба».

Скорее всего, эти чувствительные вопросы будут решаться лично президентами и будет найдена формула, удовлетворяющая обе стороны. Но для того, чтобы эти споры, наконец, прекратились нужно системное решение. Нужны единые принципы межгосударственно-рыночного регулирования цен на энергоресурсы, что позволило бы избежать существенных различий в механизмах ценообразования на энергоносители и на их транзит. СГ и ЕАЭС должны стать полноценным союзом нефти и газа, где применялись бы согласованные внутриблоковые цены, не привязанные к мировой рыночной конъюнктуре. Россия и Беларусь могли бы показать тут пример всем участникам евразийского блока.

Алексей Дзермант

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх