На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Заноза

14 160 подписчиков

Русский Грумант

К моменту столетнего юбилея договора о Шпицбергене (мир отметил его в минувшее воскресенье) ситуация вокруг архипелага стала совершенно нестерпимой. Норвегия не оставляет попыток де-факто ограничить присутствие России на этой северной территории. Осло действует настолько нагло, что Сергею Лаврову пришлось направить своей норвежской визави послание с перечнем претензий. А российское посольство добавило перцу, предложив решать спорные вопросы путём переговоров, а не ультиматумов. Мол, ещё немного, и дождетесь ультиматума от Москвы. Правовые основания для жёсткого требования действительно имеются. А уж поводов и вовсе не сосчитать.

Основные из них и сформулировал МИД РФ. Самым весомым выглядит практика распределения норвежцами лицензий на разработку нефтегазовых ресурсов континентального шельфа вокруг Шпицбергена. Она такова, что лишает российские компании возможности участвовать в подаче заявок на некоторые перспективные участки. Похожая ситуация и с разработкой минеральных ресурсов. Норвегия сдерживает экономическую активность России, искусственно расширив природоохранные зоны архипелага, мешает работе наших учёных, ограничила полёты единственного российского вертолёта и даже установила порядок депортации с архипелага, направленный исключительно против граждан РФ.

Столь массированный накат по всем фронтам свидетельствует об одном — Норвегия решила де-факто «отжать» архипелаг в своё безраздельное пользование. Не сразу, нет, но постепенно... Кажется, в Осло решили, что время работает на них. «Позиция, описанная в письме, регулярно обозначается российской стороной, и норвежские власти её хорошо знают. Вся деятельность на Шпицбергене должна осуществляться в рамках норвежских законов и нормативных актов», — ответил нашему МИД секретарь МИД Норвегии Аудун Хальворсен. Звучит как издевательство. Мели, Емеля, твоя неделя, а мы всё равно будем поступать по-своему.

Между тем правовой статус Шпицбергена определяется парижским договором от 1920 года, когда с благословения международного сообщества (среди стран-участниц, определивших судьбу архипелага, были и весьма странные здесь Швейцария, Италия, Япония) эта ничейная до того момента земля — terra nullius — была передана под суверенитет Норвегии при условии свободной экономической деятельности там любых других государств. Впрочем, из всех мировых держав в суровых арктических условиях выдюжила только Россия в её советской форме. СССР настолько активно развивал на архипелаге добычу угля, что весь XX век наши соотечественники численно доминировали там. И сейчас для поездки туда не нужна виза.

Всё это вполне соответствует исторической преемственности нынешней России и СССР Российской империи, Московскому царству и далее вглубь времён, когда русские поморы впервые высадились на Груманте, как они тогда называли Шпицберген. Об этом свидетельствуют остатки деревянных строений на островах. Норвежцы же — Амундсен и Нансен, хотя и были там, но «проездом» — по дороге на Северный полюс. Эй, прохожий, проходи, эй, пока не получил... А ведь даже собственную независимость Норвегия обрела лишь в 1905 году.

Так что передача Шпицбергена под её патронаж была фактически благодеянием мирового сообщества, а возможно, и «шпилькой» в адрес новорожденной тогда советской России.

То, как Норвегия распорядилась вновь обретённой территорией в XX веке, не может не вызывать вопросы. Например, во время Второй мировой войны норвежцы и британцы фактически саботировали создание на Шпицбергене военной базы для охраны конвоев союзников. В итоге там появились немцы. Ну да, парижский договор предусматривал демилитаризацию Шпицбергена, однако форс-мажорные обстоятельства давали нам моральное право требовать необходимого. Пусть на время, в виде исключения — всё-таки наша страна несла основную тяжесть борьбы с Гитлером... Сейчас, когда в мире предпринимаются попытки переписать историю, этот факт заслуживает особого внимания.

Теперь же Норвегия в одностороннем порядке может пересмотреть демилитаризованный статус Шпицбергена. Именно к этому ведёт навязывание архипелагу своих законов вопреки парижскому соглашению. А если вспомнить, что генсеком НАТО сейчас является Йенс Столтенберг — бывший премьер Норвегии (именно при нём Россия подписала договор о разграничении акватории Баренцева моря), то внезапное появление базы альянса не кажется таким уж невероятным. Не является ли недавняя «деза» о появлении российского спецназа на Шпицбергене попыткой оправдать ввод туда западного военного контингента?

И это не «страшилка». Ещё недавно Украина была вполне нейтральным государством, а теперь там натовские военные учат местных убивать русских. Так почему в других регионах мира такое невозможно? Тем более что у НАТО появился мотив, без которого не обходится ни одно преступление (в нашем случае нарушение договора 1920 года). Глобальное потепление быстро превращает Арктику во всё более лакомый кусок, а стремление России реализовать в северных широтах своё естественное преимущество вызывает ответную реакцию — сдержать нашу страну всеми способами. В том числе военной силой.

Похоже, успешные действия Москвы в части отстаивания права России на континентальный арктический шельф (заблаговременно организовали экспедиции, подали обоснованную заявку в ООН и добились результата) плюс развитие Северного морского пути, дающее перспективы как экспансии российского сжиженного газа с Ямала в Европу, так и бескрайнему потоку туда же китайских товаров, заставили вздрогнуть кого-то за океаном. Ответом стало ослабление «поводка» для Норвегии. Потомкам викингов сказали «фас». Мол, пусть прощупают этих русских, насколько далеко они готовы сейчас зайти.

Ведь, чтобы договор исполнялся всеми сторонами, нужна контролирующая сила. Временное ослабление России в 1990-х привело к некоторой сдаче позиций. Окрепнув, стране пришлось в спешном порядке восстанавливать своё присутствие. Сейчас у России сила имеется. Не на Шпицбергене, но рядом, в регионе. На Земле Франца-Иосифа расположена самая современная база наших вооружённых сил Арктический трилистник, Северный флот действует во всей акватории Баренцева моря. Так что потенциальным нарушителям договора придётся иметь дело с Сергеем Шойгу. Так не лучше ли всё-таки разговаривать с Лавровым?

Сергей Аксёнов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх